Советский и российский кинорежиссер Леонид Гайдай подарил нам самые теплые и веселые комедии. Его юмор и находчивость в создании кино пытаются повторить из года в год. Некоторые современные киноделы даже намеренно подчеркивают, что вдохновлялись гайдаевскими творениями, но в итоге за такое сравнение получают тонны критики. Все потому что в России настолько трепетно относятся к фильмам Леонида Иовича, что любое подражание пропускают через сравнение с оригиналами. И последние всегда выигрывают.
В итоге ненатужный, трогательный и местами наивный юмор Гайдая стал негласным стандартом комедии, до которой, как до Луны. Почему так? Односложного ответа точно нет.
Но совершенно точно, что основной костяк успеха Гайдая составляют его:
- смелый взгляд на рабочий процесс,
- желание сделать лучше, чем было,
- умение собрать вокруг себя таких же горящих своим делом, бесстрашных людей.
30 января 2023 года режиссеру Леониду Гайдаю исполнилось бы 100 лет. К этой дате мы решили собрать интересные факты со съемок легендарных комедий. За кадром происходило много опасных и трагичных ситуаций — все ради того, чтобы зритель повеселился и на пару часов погрузился в безобидный сюр.
1 Накладные ресницы
Юрий Никулин появился в команде Гайдая (и остался в ней на долгие годы) по рекомендации другого завсегдатая — Георгия Вицина. Вместе с Евгением Моргуновым легендарная троица впервые снялась в фильме «Пес Барбос и необычный кросс», где часто лица главных героев показывали крупным планом. Во время съемок Гайдаю чего-то не хватало в персонаже Никулина — Балбеса. Каждый раз режиссер останавливал процесс и пытался понять, что не так. В итоге Гайдай понял, что взгляд Балбеса не передает той хитрости, которая прописана в его характере.
2 Взрыв, который чуть не погубил Никулина
Накладные ресницы — это не единственный эксперимент с Никулиным, которые провел Гайдай. Экранному Балбесу предстояло пережить более опасный трюк, который мог бы стать последним в его карьере. В своей второй короткометражке «Самогонщики» Гайдай придумал сцену, где Балбес скатывается с горы, превращается в большой снежный ком, которые рассыпается только при столкновении с деревом.
Чтобы реализовать задуманное, Никулина усаживали в реальный огромный снежный ком, основой которого был шар из папье-маше. Для большей достоверности делали еще второй шар — пустой, без актера. Его скатывали с горы до момента с деревом, после съемку останавливали и ставили около дерева ком с Никулиным.
Все бы ничего, но в первом дубле пиротехники переборщили. Взрывчатка рванула так, что съемочная группа решила уже, что Никулин погиб внутри шара. Но все обошлось — актер чудом не пострадал и едва не потерял сознание. Никулина сразу же достали из «снежного заточения» и привели в чувства. Второй дубль стал успешным — в итоге получилась одна из самых запоминающихся сцен.
3 Шурик вместо Владлена
Сейчас мы все любим истории про Шурика и не представляем, что героя могли бы звать иначе. Но изначально ни о каком Шурике и речи не было. Гайдай хотел снять фильм «Несерьезные истории» с главным героем Владленом Арьковым. Имя появилось в результате совмещения имени Влад(имира) Лен(ина).
Такое видение комического персонажа не понравилось цензорам — в СССР ни один фильм не выходил без утверждения специальных комитетов. В общем, цензоры заявили, что в комедии не должно быть никакого намека на вождя мирового пролетариата Владимира Ленина. Так Владлен и стал Шуриком.
4 Собачьи уловки
В своих фильмах Гайдая часто снимал не только людей, но и собак. Например, в короткометражках «Самогонщики» и «Пес Барбос и необычный кросс» четвероногие товарищи вообще были ключевыми действующими лицами, то есть мордами. Режиссера не смущало ни то, что такие актеры были весьма непредсказуемы — могли убежать в лес, утаскивали реквизит и в прямом смысле огрызались на других членов съемочной команды. Гайдай старался обыгрывать их характер, а иногда и сам помогал собакам выглядеть в кадре выигрышно.
Так было, например, на съемках фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» — во время эпизода, где увлеченные чтением Шурик и Лида проходили мимо собаки породы боксер. Чтобы сделать пса более устрашающим, Гайдай буквально подлез под него и подвигал передними лапами собаки. Такой простой и в то же время гениальный прием помог создать впечатление, что пес тяжело вздыхает, пожимая плечами.
5 Выстраданная «Кавказская пленница»
«Кавказская пленница» — самая цитируемая комедия Гайдая после «Операции «Ы». Но в свое время Гайдай отказывался начинать ее съемки. Режиссер объяснял это тем, что съемки предыдущих историй о Шурике очень его вымотали, и он просто не знает, как еще можно раскрыть этого персонажа. То же самое он думал и о персонажах Вицина, Никулина и Моргунова. Однако людям настолько понравились приключения этих героев, что Гайдая буквально заставили снять «Кавказскую пленницу». Свою работу он сделал на миллион процентов.
6 Шутки на ходу
Атмосфера на съемках была дружелюбной и располагающей. Гайдай всегда положительно относился к предложениям актеров и без всякой ревности добавлял их в сценарий. Именно поэтому в его комедиях полно фраз и действий, которых изначально не было в сюжете, но именно они стали культовыми.
Например, эпизод, где герой Никулина поражает своей длинной рукой, когда чешет пятку, — полностью инициатива самого актера. Момент, где герою Моргунова (Бывалому) делают укол огромным шприцем, тоже задумка Никулина. Для правдоподобности иглу действительно вкалывали, но не в ягодицу Моргунова, а в подушку.
Также полностью сымпровизированными были известные фразы персонажа Вицина (Труса): «Чей туфля? А, мое. Спасибо» и реплика товарища Саахова: «Шляпу сними». Еще одной находкой Никулина стала сцена в фильме «Операции «Ы» — там, где Балбеса ранят в грудь, но он не погибает, потому что удар пришелся по бутылке красного вина, спрятанной в нагрудном кармане.
Еще одной придуманной на ходу стала фраза Леонида Куравлева в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Точнее, ее концовка. Изначально герой Жорж Милославский говорил просто: «Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе». Куравлев же добавил: «Если, конечно, они у вас есть». Такая находка очень понравилась Гайдаю, поэтому ее оставили.
7 Жертва Вицина
Но не всегда все проходило гладко. Нередко актерам приходилось жертвовать своими принципами, чтобы вписаться в образ. Например, Георгий Вицин в реальной жизни вообще не пил, однако его персонаж Трус не гнушался алкоголем. Но до последнего Вицин настаивал на своем и в сцене с фразой «Жить, как говорится, хорошо!» вместе с другими актерами он пил, но не пиво, а разбавленный сироп шиповника. Однако Гайдай все же не смог смириться с этой фальшью. По словам режиссера, зритель сразу поймет, что это неправда. После непродолжительного спора Вицин сдался. В финальном дубле он действительно пил пиво.
8 Под надзором КГБ
Съемки фильма «Бриллиантовая рука» проходили под пристальным надзором сотрудника КГБ, так как власти переживали, что комедия может нанести удар по имиджу советского гражданина. Буквально о каждом решении Гайдая докладывали в Госкино.
Самой яркой такой уловкой стал фрагмент с ядерным взрывом на море. Он перетянул на себя внимание комиссии Госкино с эпизода, где героиня Светланы Светличной раздевается в кадре. Более того, чтобы форсировать ситуацию, Гайдай заявил, что удалит из фильма любой фрагмент, только не взрыв. Такая принципиальность раззадорила цензоров, и они стали сильнее настаивать на своем — заявили, что им в финальной версии не нравится только этот взрыв, остальное можно оставлять, как есть. Вот так Гайдай всех и обхитрил — иначе 45, 46 и последующие правки были бы неизбежны.
9 Режиссерские уловки во время съемок
Гайдай также хитрил и во время съемок. Например, в сцене из комедии «Иван Васильевич меняет профессию», Жорж Милославский показывал шведскому послу шариковую ручку с изображением голой женщины. Причем режиссер попросил Куравлева не демонстрировать своему коллеге по кадру этот реквизит до начала съемок. Поэтому актер, игравший посла, показывал неподдельное удивление. При монтаже крупный план с этим моментом вырезали, потому что Советский кинематограф такое не допускал.
Еще слегка нечестный прием Гайдай применил на съемках «Бриллиантовой руки» — в сцене, где Андрей Миронов дает пинок мальчик, «ходившему» по воде. Его, кстати, играл сын Никулина. В общем, юный актер всегда падал в воду на пару секунд раньше, чем надо. Поэтому Гайдай решил попробовать зайти обманным путем. Он сказал пареньку, что следующий дубль будет без пинка, а Андрея Миронова попросил бить как обычно. В итоге актер довольно сильно дал по попе школьнику, и тот без всякой наигранности, а главное — вовремя — упал в воду.
10 Кардинальные перемены (к лучшему)
Больше всего Гайдай был привязан к Никулину. Поэтому и роль царя в комедии «Иван Васильевич меняет профессию» писал специально под него. Однако актер, ознакомившись со сценарием, решил, что фильм не пройдет цензуру, и не захотел тратить время на эти съемки. Режиссер не скрывал, что такое решение его обидело, но от своей идеи не отказался. В итоге на смену Никулину взяли Юрия Яковлева. После Гайдай говорил, что никогда еще кардинальные перемены в актерском составе не были такими успешными.
«Какое счастье, что Юрка отказался! Потому что, при всем уважении к нему, так, как играет Юрий Васильевич, он бы все-таки не сыграл», — отмечал в свое время Гайдай.
И мы полностью с этим согласны. Сейчас даже в голове не укладывается, что герои фильмов режиссера могли бы выглядеть иначе. Видимо, случайности, действительно, неслучайны.