Источник: кадр из фильма «Игра»

Рубен Эстлунд — шведский режиссер и сценарист, с которым хотят поработать многие голливудские звезды. Его традиции на съемках такие же необычные, как и истории, которые он создает. Например, Эстлунд доводит актеров на площадке дотошностью. В недавнем своем фильме «Треугольник печали» он делал как минимум 20 дублей каждой сцены. Чтобы актеры понимали, когда уже все, перед последним дублем режиссер бил в гонг, который всегда есть на его съемочной площадке.

Еще один интересный момент из «Треугольника печали» связан со званым ужином, где главные герои ели на палубе яхты во время качки. Эту сцену снимали несколько дней 10-часовыми сменами. При этом помещение-декорацию, действительно, раскачивали для большей достоверности. У некоторых актеров морская болезнь проявилась на самом деле. Но все старания и мучения оправдались. В 2022 году команда Эстлунда забрала главный приз Каннского кинофестиваль — «Золотую пальмовую ветвь». 

Эстлунда периодически сравнивают с Вуди Алленом или Уэсом Андерсоном. Но никаких параллелей между этими режиссерами не может быть. Сарказм Эстлунда злее, чем у Аллена — он смотрит на проблемы общества не через призму юмора и снисхождения, а через злость. Что касается Андерсона, то у Эстлунд, в сравнении с ним, не выстраивает мультяшную картинку и не стремится к симметричности. Его карикатурность в фильмах более приземленная. 

В нашей статье мы познакомим тебя с самыми яркими фильмами Эстлунда, для которых стоит найти время.

1 «Гитара-монголоид» (2004)

Это первый полнометражный фильм Эстлунда, который сразу же привлек к нему внимание. В этой истории события разворачиваются в вымышленном шведском городе, где все жители — это асоциальные личности. Прототипом локации стал город Гётеборг, расположенный на юге Швеции. Особенность «Гитары-монголоида» в том, что большинство ролей играют не профессиональные актеры. После выхода фильм получил много положительных рецензий. Такой теплый прием для киноиндустрии — редкость.

2 «Добровольно-принудительно» (2008)

В своих фильмах Эстлунд любит сталкивать разные типажи и личности. Поэтому в драме «Добровольно-принудительно» также линии персонажей постоянно пересекаются друг с другом. Здесь нет какого-то конкретного главного героя. В этой истории режиссер ухватился и развил мысль, что люди часто лишь пытаются выглядеть нормальными и испытывают чуть ли не животный страх, когда появляется шанс выйти за общепринятые рамки.

3 «Игра» (2011)

Источник: кадр из фильма «Игра»

Третий фильм также вышел через четыре года. На этот раз в центре внимания Эстлунда оказалась реальная история про мальчиков-подростков из семей мигрантов, переехавших в Швецию. Почти два года они терроризировали своих одноклассников-шведов — отбирали у них деньги, телефоны и другие вещи, которые считали ценными. Причем делали они это без насилия, а просто напускали на себя серьезности — этого оказалось достаточно, чтобы впечатлить ровесников, запуганных родителями историями о мигрантах. 

Эстлунд взялся за эту историю не с целью показать, какие мигранты опасные. Наоборот, режиссер сделал акцент на том, что шведы и другие европейцы часто сами демонизируют приезжих и воспринимают их как угрозу, даже когда те ничего для этого не делают. Тем самым, они провоцируют мигрантов воспользоваться этим заблуждением. За необычный взгляд на проблему кинолента получила главную награду на Каннском кинофестивале.

4 «Квадрат» (2017)

Фильм, который разошелся на более широкую аудиторию и удивил своим беспощадным и глубоким повествованием. «Квадрат» — это история о музейном сообществе, которое усиленно готовится к большой художественной выставке. Эстлунд со злой иронией показывает напыщенность и дикость псевдо интеллектуалов и всей элиты, которая крутится в сфере культуры. Режиссер отыгрался на людских слабостях и переплел все это с творческим и на первый взгляд возвышенным антуражем. Не замыленный взгляд на современную повестку привел Эстлунда к номинации на «Оскар» и еще одной «Золотой пальмовой ветви».

5 «Треугольник печали» (2022)

Фильм, о котором мы немного рассказали в начале. Драма состоит из трех частей и в каждой свой настрой, который перекликается с основными современными повестками. Но Эстлунд преподнес их не совсем так, как мы привыкли. Он показа, что:

  • на равноправии может настаивать не только женщина, но мужчина;
  • матриархат ничем не лучше патриархата;
  • успех и статусы цивилизованного общества — это грязь и чепуха, когда речь идет о выживании в диких условиях. То есть, круче не тот, у кого Ролекс, а тот, кто умеет разводить огонь и добывать рыбу. 

С одной стороны в «Треугольнике» много юмора, но с другой — юмор там с сильнейшим послевкусием печали и безысходности. В общем, надо смотреть, будет о чем подумать.

Рекомендуем