Детство и юность

Алексей Валерьевич Серебряков — популярный российский актер театра и кино. Заслуженный и Народный артист России. Наиболее известен по ролям в фильмах «Бандитский Петербург», «Левиафан», «Доктор Рихтер».

Алексей Серебряков родился в 1964 году в столице в семье инженера и врача. Мама будущего актера работала на киностудии Горького штатным врачом, а маленький Леша был частым гостем за кулисами, где наблюдал за съемочным процессом и игрой выдающихся актеров. Тогда он даже и представить не мог, что когда-то станет таким же.

Леша очень хорошо учился в школе, занимался спортом, рисовал картины и ходил в музыкальную школу, где осваивал игру на баяне. Ему было трудно решить свою дальнейшую судьбу, когда пришлось выбирать профессию. Несмотря на то, что за его плечами было шесть главных ролей в кино, становиться актером он всерьез не думал. Но призвание — есть призвание. 

Именно с игры на баяне началась его кинематографическая история. Скажем спасибо преподавателю Алексея, который в каком-то роде поспособствовал его славе. У учителя музыкальной школы был юбилей, по такому случаю приехали корреспонденты и сделали фотографии во время его работы с учениками. Снимки тут же попали в газеты, а ассистенты «Мосфильма» благодаря им нашли маленького главного героя, которого так долго искали.

Им оказался Алексей: на фотографии была видна лишь половина его головы, но даже так работники киностудии смогли разглядеть сходства с Вадимом Спиридоновым, который играл в фильме отца. А на роль сына как раз отлично подходил мальчик с газетной фотографии. Лешу разыскали, приехали в музыкальную школу и задали вопрос, который мечтают услышать все дети (да и взрослые тоже): «Мальчик, хочешь сниматься в кино?». Конечно, он согласился, ведь такой шанс выпадает один раз в жизни. Так, в 12 лет школьник Леша оказался на пробах «Мосфильма», получил свою первую главную роль и хорошее вознаграждение. 

Роль Алеши Бастыркова в картине «Отец и сын» открыла ему дверь в мир большого кино, а до этого еще был фильм «Поздняя ягода», где юный актер тоже исполнил главную роль. Телефильм «Отец и сын» получил всесоюзную славу, а многие участники съемочной группы стали лауреатами Государственной премии СССР.

После появления на экранах этих проектов Серебряков не проснулся сразу же знаменитым. Конечно, все знали, что тех мальчиков в телевизоре играет он, но никто не придавал огромного значения его успеху: ни школьные друзья, ни родители, да и сам Леша продолжал заниматься обычными делами. Никто не возносил его на пьедестал, а он его и не требовал.  

Казалось бы, будущая профессия  предопределена, но Алексей все еще колебался. Однако подал документы в главные театральные университеты Москвы. Но, несмотря на свои детские заслуги и талант, не смог поступить с первого раза. И дело вовсе не в волнении или плохой подготовке, тут была замешана одна интрига. 

Алексею предложили сдавать вступительные испытания в Щукинское училище: экзамен был назначен на 9 июня, а за три дня до этого вышел фильм «Последний побег» с участие Серебрякова и Михаила Ульянова, у которого был конфликт с Татьяной Коптевой. Она-то и набирала курс молодых актеров в училище. Актриса решила, что Алексей — протеже Ульянова, и срезала его на экзамене.

«Это был удар под дых. Я очень тогда расстроился. Мама тогда по связям нашла номер Ульянова, и он позвонил в приемную комиссию. Выяснилось, что Коптева неправильно была проинформирована. Но конкурс уже прошел, поэтому мне не удалось поступить», - вспоминает актер в беседе с Борисом Корчевниковым.

Отчаиваться 17-летней Леша не стал и поступил в Московский энергетический институт, но дальше поступления дело не двинулось. Он подписался на авантюру и согласился играть в театре Сызрани.

«Я был романтически настроенным человеком. Я много читал, папа привил мне любовь к книгам. Поэтому я верил, что нужно ехать в провинцию, что нужно нести культуру в массы. Верил, что изменения нужно начинать с образования и культуры. Я приехал туда звездой, а еще у меня были новые замшевые ботинки. Я сразу стал объектом местных СМИ и такую кассу делал местному театру», - говорит Алексей Серебряков.

Алексею хотелось доказать, что он сам может многое сделать, даже такие мелочи, как готовка и стирка. Так прошел год, но он понял, что неправильно выходить на сцену без определенной базы, без специального образования. Тогда Алексей принимает решение вернуться в Москву и наконец-то стать студентом театрального училища имени Щепкина. И это ему блестяще удается (еще бы, за плечами же был такой опыт).

Спустя 2 года Алексей Серебряков перешел в ГИТИС, по окончании которого стал работать в театре под предводительством Олега Табакова. Там он проработал пять лет, но за все это время не был задействован в каких-то крупных постановках.  Несмотря на хорошие отношения с Олегом Павловичем, он решает покинуть труппу, в которой не видел для себя творческого развития. По словам актера, Табакову в то время было не до молодых актеров, он лишь представлял их дипломные проекты за границей. 

«Было чудовищно и страшно, когда я узнал, что Олег Павлович болен. Когда уходит человек такого масштаба – это трагедия. Он был отзывчивым наставником, авантюристом, который никогда не жалел своих сил и всегда приходил после своей работы к нам на репетиции», - признается актер.

Работа в кино

Актер уходит из театра и начинает строить кинокарьеру, ведь в кинематографе он был более востребованным. Многочисленные приглашения на съемки фильмов приносили артисту очередной успех и новый опыт. Уже взрослым Алексей играет в военных и криминальных фильмах и постепенно становится героем боевиков. Чего только стоит сериал «Бандитский Петербург», где он исполнил главную роль адвоката Олега Званцева. Кстати, изначально он и не предполагал, что фильм станет таким культовым, и даже отказывался от проекта. Решающим фактором стало то, что в фильме снимались его давние друзья — Ольга Дроздова и Дмитрий Певцов

За два года до выхода телесериала он получил звание Заслуженного артиста России. Позже актер участвовал в съемках других знаменитых картин, включая фильмы «Штрафбат», «Дети Ванюхина», «Жила-была одна баба».

В 2010 году после выхода на большие экраны фильмов «Код апокалипсиса», «9 рота», «Убойная сила» ему присвоили звание Народного артиста России. Очередным успешным проектом для него стал «Левиафан», где он сыграл главную роль Николая Сергеева, его коллегой по съемочной площадке стала Елена Лядова.  Почему-то на первых порах Алексей всегда отказывается от участия в фильмах, которым суждено сделать кинопрорывами. Так было и в этот раз: он считал, что это очень тяжелая работа, с которой трудно будет справиться. Сделать правильное решение помогла жена Мария.

«Маша уговорила меня сняться в «Левиафане». Она подговорила всех моих друзей, наших детей и даже собак, чтобы они все мне сказали, что я должен сниматься. У нее хорошо развита интуиция: она точно и правильно определяет куда и на что нужно воздействовать», - говорит Серебряков. 

Сейчас он не жалеет, что снялся в картине Звягенцева, и считает ее своей главной работой. «Левиафан» был номинирован на Каннском фестивале и получил награду, а также на «Оскар», только более значимую премию он не выиграл.  

В 2016 году Алексею Серебрякову предложили работу в сериале «Доктор Рихтер», в котором он исполнил роль русского доктора Хауса — хромающего, своеобразного, но очень талантливого доктора.

Личная жизнь

Алексей познакомился со своей будущей женой, когда еще учился в театральном училище. Мария ему понравилась, только вот признаться ей в своих чувствах он не спешил. «Кто она, а кто я?», — думал актер. Девушка танцевала тогда в ансамбле Игоря Моисеева, была вхожа в светскую тусовку, ездила за границу, знала французский язык. А что Алексей? Как он сам признавался, дальше Сызрани и Мытищ никуда не ездил. Так актер и не решился рассказать ей о своей любви.

«Я достаточно рано понял, что я не ходок и что меня по большому счету интересуют семья и дети. В каждой женщине я готов был видеть жену и мать моих детей. Я это увидел в Маше. Она солнце. Я знаю ее с 16 лет», - с нежностью вспоминает актер о своей жене.

Маша эмигрировала в Канаду, где вышла замуж и родила дочь, а Алексей продолжал строить карьеру в Москву. За это время у него были отношения, но ни одна из женщин не казалась ему такой необыкновенной, как Маша.

Спустя 10 лет она приехала в Москву к родителям, чтобы показать им годовалую дочь Дашу. И вот что значит судьба: Маша и Алексей вновь встречаются на дне рождении общего друга:

«Я пришел на день рождения, принес большой букет. Открываю дверь, а передо мной стоит маленькая девочка и говорит мне «папа». Все начали смеяться, а потом выяснилось, что это дочь Маши. Вот с этого «папы» и произошло чудо. Она попросила на следующий день отвезти их в больницу, но подъехать близко нельзя было. Она дала мне Дашку на руки, и в том момент я подумал: «Вот это моя дочь, а это мать моей дочери. Тебе хорошо, очень хорошо», - признается Алексей. 
​​​​​​​

Тогда актер должен был принять трудное решение: чтобы остаться с  Машей и ее дочкой, ему нужно разрушить ее семью, лишить ребенка родного отца. Но он отважился на этот поступок ради любви.Мария ушла от мужа и стала женой Серебрякова. Он снял для них огромную квартиру, ведь не хотел, чтобы семейная жизнь «билась об лед», чтобы его любимые в чем-то нуждались.

«Мы вместе 22 года. Практически ничего не может нас поссорить. Если я считаю, что я прав, я все равно сделаю так, как считает моя жена», - признает артист.

К сожалению, общих детей у Марии и Алексея нет — «ради любви к Маше он отказался от возможности иметь кровных детей». Зато они помогли обрести семью двум мальчишкам.

Даня был слабеньким, нелюдимым ребенком, которого жена актера нашла в детском доме. На следующий день туда же приехал и Алексей: среди десятков детей к нему подбежал Даня, тот самый нелюдимый мальчик. Так ребенок выбрал себе маму и папу, хотя они по отдельности приезжали в разные дни. После этого случая супруги стали ездить по детским домам и помогать сиротам: в одном из них они встретили второго сына Степу.

«Ему было три с половиной года, он не разговаривал и был очень тяжелым ребенком. Он не ел с тарелки, а собирал с земли червячков, паучков. У него была трудная жизнь», - сообщает Алексей Серебряков.

В 2012 году актер вместе с семьей решил переехал жить в Канаду. Ему хотелось, чтобы дети получили хорошее образование, выучили языки  и увидели новый мир. Это событие не раз вызывало осуждение со стороны публики. Тем не менее, сейчас ничто не мешает актеру играть в отечественном кинематографе, ведь сам он всегда говорил, что является русским актером. 

«Родина – это то, где ты живешь,  что ты делаешь, с кем ты общался. Это целый комок твоей собственной жизни», - подытоживает актер. 

Сейчас Алексей Серебряков продолжает сниматься в кино, пишет киносценарии и мечтает представить собственный проект в качестве режиссера. В прошлом году в интервью Юрию Дудю он высказал свою гражданскую позицию. По его словам, в нашей стране не хватает доброжелательности и терпимости между людьми. 

Рекомендуем