Детство и юношество

Вера Кузьминична Васильева — советская актриса театра и кино, Народная артиста СССР, лауреат двух Сталинский премий. Наиболее известна по ролям в фильмах «Сказание о земле Сибирской», «Свадьба с приданым», «Звезда экрана».

Вера Васильева родилась 30 сентября 1925 года в Москве (но есть версия, что появилась на свет она в в Сухом Ручье Тверской губернии, на родине отца). В семье  шофера Кузьмы Васильева было четверо детей: три дочери, а перед войной родился и сын. Старшие дочери — Антонина и Валентина — учились, а вся грязная работа доставалась маленькой Вере. Она таскала фляжки с керосином, мыла полы, каждый день чистила замерзшую картошку и приглядывала за младшим братом Васей.

Жила семья очень бедно: в двухэтажном бараке находилась их коммунальная квартира, по темным коридорам которой бегали крысы. 

«Я очень любила есть сырую картошку. Наверное, она пошла мне на пользу, потому что щеки у меня были красные, крепкие, как будто я жила как барыня», - вспоминает свое детство актриса.

В детстве Вера много мечтала и старалась не замечать всех жизненных тягот, которые были сплошь и рядом. Она постоянно читала книги под керосиновой лампой, пытаясь унестись в романтический мир, где живут добрые люди и царит настоящая любовь.

«В детстве я много читала настоящей литературы, поэтому хотела жить в другом мире: не в нашем, а в 19 веке с понятиями того времени о любви, честности, благородии, о жалости к людям, - всем тем, что проповедовалось в классической литературе. Для возможностью жить иначе был театр», - признается Вера Кузьминична. 

Действительно, именно театр помогал Вере абстрагироваться от реальности. Любовь к сцене появилась, когда подруга мамы взяла ее в Большой театр на спектакль «Царская невеста». После этого девочка стала интересоваться театром и все больше читать, пополняя знания. 

Сейчас кажется, что такую жизнерадостную женщину не коснулись горести и печали, на самом деле у Веры Кузьминичны очень непростая судьба: неудачи были как в творчестве, так и в личной жизни, но обо всем по порядку.

Первое разочарование пришло еще в юношеские годы, когда она в один прекрасный день встала перед зеркалом и осознала, что совсем не похожа на героинь тех романов, которые читала. Нет той красоты, стройности, обаяния — всего того, что так необходимо каждой девушке, чтобы обрести счастье.

Тогда она подумала, что теперь ее жизнь никогда не изменится: она так и будет жить в коммунальной квартире с крысами, есть гнилую картошку и кислую капусту, а ее мужем станет не добрый и воспитанный мужчина (как герои романов), а грубый рабочий мужик. 

Отчаявшись, юная Вера решает свести счеты с жизнью, чтобы все оплакивали ее и жалели. Она выпила керосин и слегка порезала вены — стало невыносимо больно, и она решила, что завершит это дело когда-нибудь потом. Тогда она даже представить себе не могла, что в ее жизни будут роскошные наряды, ее полюбит известный режиссер, а публика будет аплодировать стоя.

К успеху Васильева шла долго и упорно. В 1943 году она отказывается от эвакуации и остается вместе с отцом в Москве, потому что на носу были вступительные экзамены в театральный институт. Вера терпела все трудности не зря,  и вот она награда – ее имя в списках поступивших. 
Уже через три года в институте к ней подошли и предложили сыграть в кино. Какая же радость была у студентки, когда она услышала заветные слова и поняла, что семимильными шагами приближается к осуществлению своей мечты

Театр и кино

Свою карьеру Вера Васильева начинала с ролей простых деревенских девушек. В 1945 году она снялась в эпизоде в комедии «Близнецы». Через два года режиссер Иван Пырьев разглядел талант юной Веры и пригласил ее на главную роль в картину «Сказание о земле Сибирской». Фильм имел ошеломительный успех. Поговаривали даже, что сам Сталин на премьере спрашивал: «А кто такая эта Вера Васильева?». За роль Насти Гусенковой артистка получила Сталинскую премию.

«Сеструха моя и в кино. Тогда письма приходили постоянно, было несколько мешков. Но ответить на все было просто нереально», - вспоминает успех актрисы брат Василий Васильев.

Сразу же после выхода фильма Иван Пырьев пригласил Веру к себе в номер. Она не просто бежала, а летела, ожидая, что ей предложат новую роль. Только здесь ее ждало очередное разочарование: режиссер пояснил, что ждет благодарности, только она заключалась не в простом «спасибо». Девушка вырвалась из крепких объятий Пырьева и бросилась бежать, а он вслед прокричал, что ее актерской карьере пришел конец.

«Он же человек взрослый, он мог окутать меня какой-то предварительной нежностью. Но ему сбрендило в голову: «Хочу котлету». А этой котлетой оказалась я. Я бы могла даже в него влюбиться, если бы он по ходу жизни показал, что я ему необыкновенно мила. А тут меня это возмутило, и другого варианта даже не могло быть, кроме гнева и отвращения», - говорит  Васильева.

Такого Иван Александрович не прощал никому. Конечно, Веру Васильеву приглашали сниматься, но как дело доходило до согласования с «Мосфильмом», ей тут же отказывали. Так продолжалось шесть лет, пока Пырьев руководил киноконцерном, а актрисе приходилось довольствоваться малыми ролями. 

За свою жизнь актриса сыграла более 50 ролей в кино и чаще всего ей предлагали играть маму, сейчас же она уже появляется в роли бабушки. Впервые Вера сыграла маму в 28 лет. Тогда еще не знала, что станет киномамой для многих артистов, хотя в жизни она так и не испытала радость материнства. 

«Она ассоциируется с мамой: такая добрая, удивительная, модная,  красивая - вот она мама», - говорит актер Юрий Васильев.

В 1948 году выпускница театрального училища пришла работать в столичный театр Сатиры. Вера дебютировала в главной роли в постановке «Лев Гурыч Синичкин». Уже через два года актриса стала примой.

Вторую Сталинскую премию актриса получила за роль Ольги в спектакле, а затем и одноименном мюзикле «Свадьба с приданым». Работа в этом проекте стала для артистки судьбоносной. 

Сейчас Вера Васильева работает в театре Сатиры. В спектакле «Роковое влечение» она играет любовь с молодым мужчиной (и это в 94-летнем возрасте). В свое время режиссер Валентин Плучек не видел в молодой актрисе греховности и страсти, необходимых для таких ролей. Долгое время и в театре она играла простушек, и лишь спустя 10 лет ей дали роль графини в спектакле «Безумный день, или женитьба Фигаро», которая считается одной из лучших в ее карьере.Актриса и сегодня продолжает служить в родном театре и вместе с ним ездит на гастроли. 

«Когда говоришь о Вере Васильевой, лицо расплывается в улыбке, а сердце покрывается медом», — с нежностью говорит Леонид Каневский.

Личная жизнь

«Свадьба с приданым» — первый советский мюзикл, в котором актриса играла любовь на экране с Владимиром Ушаковым. Многие телезрители были уверены, что и в жизни артисты питают друг к другу нежные чувства. Но на самом деле Вера Васильева была безумно влюблена в режиссера этой картины Бориса Равенских. Он ворвался в ее жизнь как ураган: сначала покорил своим режиссерским талантом, а потом взял своей невероятной энергетикой. 

«Я думала, что, оказывается, я не одна такая, которая думает так о жизни.  Что это на всю жизнь, если это будет мой муж. Все, что я читала, оказалась живым и тем, что в нас вкладывал Борис Иванович», - признается Вера Кузьминична. 

Вышел спектакль, а они все не расставались. В какой-то момент рухнули все преграды на их пути: Борис забыл, что женат, а Вера — что ей говорила бабушка о связи с мужчинами, тем более женатыми. Хотя изначально актриса и не могла поверить, что режиссер среди многих молодых девушек выбрал именно ее, ведь она еще с детства считала себя самой обычной, ничем не привлекательной и даже некрасивой девушкой.

Роман не остался незамеченным:  жена режиссера Лилия Гриценко узнала обо всем, молча собрала вещи и уехала. Теперь быть счастливыми Борису и Вере ничего не мешало.

Обладая непростым характером, Борис Иванович мог накричать на нее, рассердиться, хлопнуть дверью. Конечно, Вера обижалась, но стоило ему снова появиться, как она тут же забывала обо всем и была самой счастливой. В такие моменты она верила, что ничто не помешает им быть вместе, и мечтала о скорой свадьбе.

Но Равенских не спешил делать артистке предложение, а ее эта неопределенность тяготила. Все это время рядом был по-настоящему любящий ее человек. Коллега по съемочной площадке Владимир Ушаков влюбился в нее чуть ли не при первой встрече и все годы терпеливо ее ждал.

«Я тебя очень люблю, а ты мчишься к своей гибели. Потому что Борис Иванович не тот человек, который может так бережно относиться к своей жене. Его постоянно будет влечь и творчество, и то и се. А ты не умеешь за себя постоять, ты погибнешь. А я тебя люблю, я тебя понимаю», - вспоминает актриса слова Владимира Ушакова.

Ей льстило его внимание к ней, она понимала, что с ним будет жить спокойно, но не могла предать любовь ради комфорта и благополучия. В скором времени Вера смогла убедиться в истинности слов Ушакова, потому что стала замечать, что Равенских засматривается на молоденьких актрис. Она мучилась от ревности и уже устала ждать, когда наконец-то он позовет ее замуж.

Тогда Васильева решила поставить точку в их отношениях, точнее напугать ее и заставить ревновать. Актриса отправилась на гастроли и написала ему письмо, в котором признавалась, что эти отношения ее измучили, они стали для нее невыносимыми, поэтому она выходит замуж за Владимира Ушакова.

Судьбы сыграла с ней злую шутку: спустя несколько дней Васильева получила телеграмму от Равенских. «Верка, я очень тебя люблю. Давай-ка выходи за меня замуж», — писал возлюбленный. Каково же было его удивление, когда он получил от нее то самое письмо.

По приезде в Москву Вера Васильева первым же делом отправилась к нему, чтобы все объяснить, но, подойдя к его дому, так и не решилась войти. Потому что жить в ожидании его тона больше не могла.

Тогда Вера согласилась выйти замуж за Ушакова. Слова ее героини оказались правдивыми: «Все знают за кого женщина выходит замуж. А о ком она мечтает, знает только она сама». Так и вышло — всю свою жизнь она не переставала о Борисе Ивановиче.

«Это была настоящая любовь, которая меня обогатила. Я не могу сказать, что я разочарована, я его не упрекала никогда. Я понимала, что не смогу жить, если я буду на стороне, и его жизнь будет протекать вне меня. Если бы продолжила такую жизнь, то умерла бы», - признает Васильева.

Спустя некоторое время Борис Равенских женился на актрисе Галине Кирюшкиной, которая родила ему дочь Александру. А все это время Вера издалека наблюдала за его жизнью. 

С мужем Васильева прожила 55 лет. Для него она была светом в окошке, а ей с ним было надежно и спокойно. Это лишь потом актриса смогла убедиться в правильности своего выбора, это лишь потом она смогла его полюбить и понять, что он — ее истинное счастье. За совместную жизнь с мужем они никогда не ругались, ни разу не сказали плохого слова друг другу,  - об этом мечтает, наверное, каждая семья. 

«Мне в ней все нравится. Я ее люблю. Она мне очень дорога. Верочка, я надеюсь, что ты когда-то увидишь эту передачу и услышишь, как я признаюсь тебе в любви, как я тебя люблю», - говорил Владимир Ушаков в интервью Первому каналу. 

В 2011 году его не стало, а Вера до сих пор приходит домой после спектаклей и репетиций и по привычке продолжает с ним мысленно говорить. За всю свою жизнь она так и не родила ребенка, но признается, что не жалеет об этом. Несколько лет назад она познакомилась с женщиной по имени Дарья, которая стала ей практически дочерью.

Многие задаются вопросом, в чем секрет молодости Веры Васильевой. Ответ прост: она не курит, практически не пьет, зато может себе позволить съесть любимую вкусняшку. Она всегда была стройной, хотя никогда не занималась спортом. А еще она любит эту жизнь и благодарит судьбу за все взлеты и падения, которые ей были посланы.

Подпишись на канал Lisa в Яндекс.Дзен