Что? Где? Когда?

Источник: кадр из передачи «Что? Где? Когда?»

В следующем году популярная передача отметит юбилей — 45 лет со дня выхода в эфир. Основателем телеигры считается телеведущий Владимир Ворошилов. Изначально игра называлась «Семейная викторина «Что? Где? Когда?»: в первом выпуске приняли участие две семьи из Москвы — Ивановы и Кузнецовы. Съемки по отдельности проходили у них дома, а потом с помощью семейных снимков был смонтирован сам выпуск. 

В 1976 году телеигра превратилась в молодежный клуб «Что? Где? Когда?», в этом выпуске состязались студенты разных факультетов МГУ.  Тогда же появился и знаменитый волчок, с помощью которого выбирался отвечающий.

«Как-то зашел в Дом игрушки, чтобы купить что-нибудь в подарок моему приятелю трех лет от роду. Увидел волчок с прыгающей лошадкой и купил сразу два, второй - себе. Играл, не выходя из дома, дней десять», - вспоминал Владимир Ворошилов.

Самые первые вопросы выдумывал именно телеведущий, а позже предложения поступали от телезрителей. За несколько дней до распада СССР викторина стала «интеллектуальным казино» — с «интеллектуальным клубом» распрощались. Теперь участники могли зарабатывать деньги благодаря своим уму и смекалке. 

Телевизионная игра не раз удостаивалась премии «ТЭФИ», а Владимир Ворошилов посмертно был награждён призом «За личный вклад в развитие отечественного телевидения». В этом году передача стала победителем в номинации «Телеигра». 

Кто хочет стать миллионером? 

Источник: кадр из передачи «Кто хочет стать миллионером?»

В 1998 году в Великобритании появилась телевикторина «Who Wants to Be a Millionaire?», суть которой заключается в том, что каждый участник может заработать  приличную сумму, правильно ответив на 15 вопросов из разных областей. Игрокам предлагаются четыре варианта ответа, один из которых правильный. 

Русский аналог передачи появился в 1999 году на телеканале «НТВ» под названием «О, счастливчик». Спустя два года викторина перекочевала на Первый канал, где выходит в эфир и по сей день. 

Первым ведущим интеллектуальной игры был Дмитрий Дибров, а с переходом на новый канал ее сменил Максим Галкин. Надо отметить, изначально передача не пользовалась успехом и имела низкие рейтинги. Но за короткое время она стала настолько популярной, что удостоилась премии «ТЭФИ» как лучшая «Телевизионная игра». 

Своя игра

Источник: кадр из передачи «Своя играя»

В 1994 году на экранах появилась новая викторина «Своя игра» — аналог американской телепрограммы «Jeopardy!» («Рискуй!»). Вот уже 25 лет ее бессменный ведущий Петр Кулешов. 

В каждом выпуске три участника борются за деньги и за  право стать победителем. Игроки отвечают на вопросы из разных областей: если ответ верный — очки ему зачисляются, если ответ неверный — они снимаются. 

В первых выпусках были задействованы члены других интеллектуальных команд — умники приходили из передач «Что? Где? Когда?» и «Брейн –ринг».  В русской версии появились свои новшества: для игроков специально ввели мантии разных цветов, которые сообщали их статус: серые — для новых игроков, а золотые— для выигравших предыдущие игры.

Самый умный

Источник: кадр из передачи «Самый умный»

В 2002 году появилась детская интеллектуальная игра «Самый умный», ведущей которой была Тина Канделаки. В Великобритании выходила похожая передача «Britain's Brainiest Kid», которая и послужила идеей для создания русской версии. 

Школьники со всей страны состязались за титул самого умного: 12 молодых людей участвовали в первом раунде, выбирая один из четырех предложенных вариантов ответов. Во второй тур проходило шесть человек, которые отдавали предпочтение подходящей им категории и в течение минуты старались набрать максимальное количество очков. И только трое проходило в финал, где их ждали еще более сложные вопросы.

У передачи были специальные выпуски, приуроченные к какой-то важной дате: Новому году, 8 Марта, Дню защитника Отечества. В таких выпусках игроками чаще всего становились не дети, а взрослые, иногда даже звезды. С момента выхода викторина практически каждый год номинировалась на премию «ТЭФИ». 

Умницы и умники

Источник: кадр из передачи «Умницы и умники»

В 1992 году у руководства «Останкино» возникла идея создать викторину для старшеклассников. Участие в игре и хорошие показатели гарантировали обучение в одном из лучших университетов страны — в МГИМО, где разрешалось выбирать гуманитарные и социальные науки. 

Темы соревнований касались общих областей гуманитарных знаний: истории, обществознания, культуры, искусства, литературы, политологии, географии.

Примечательно, что участие в олимпиаде проходило параллельно с обучением в школе. На финальном состязании присутствовал сам ректор университета, который провозглашал победителей и сразу же студентов МГИМО. Не обделяли и призеров — им доставались льготы на вступительные экзамены.

Звездный час 

Источник: кадр из передачи «Звездный час»

Первую детскую интеллектуальную игру придумал Владислав Листьев. Самым ярким ведущим  викторины был Сергей Супонев, после трагической гибели которого передача была закрыта. 

Состязание состояло из трех туров и финала: участвовали шесть команд, в каждой команде был школьник 7-10 классов вместе с одним из родителей или с учителем. За правильный ответ игрокам давали звезды, по количеству которых определялось прохождение в следующий тур.

Кстати, Супонев ввел нулевой раунд, где давал звезду самому оригинальному и артистичному участнику, который пел, плясал, рассказывал стихи лучше всех. В финале дети соревновались уже друг с другом без помощи взрослых: победа была за тем, кто составлял больше коротких слов из одного длинного. Ребенка ждали особенные призы: «Кубок победителя», Диплом с подписью Сергея Супонева и материальный приз в виде техники и поездки в парижский Диснейленд. 

Брейн-ринг

Источник: кадр из передачи «Брейн -ринг»

Аналог игры «Что? Где? Когда?», в которой принимают участие две команды знатоков. Автором идеи стал тот же  Владимир Ворошилов. 

В каждом бою сражаются две команды, состоящие из шести человек: одна команда сидит за красным столом, друга – за зеленым. После заданного вопроса игроки переходят к обсуждению, а право отвечать первым принадлежит той команде, которая нажала красную кнопку быстрее всех.  Высшая награда телевизионной игры «Брейн-ринг» — кубок «Золотой Брэйн». 
 

Подпишись на канал Lisa в Яндекс.Дзен