Евдокия Урусова

Источник: ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»/Fotodom.ru

Эда Юрьевна, как все называли актрису, никогда не хвасталась своим происхождением. Известно, что по отцовской линии у нее были родственные связи с Александром Невским и Дмитрием Донским, а по материнской — с известной писательницей Евгенией Тур. Отец Урусовой дружил с Сергеем Толстым, сыном Льва Толстого, и в семье часто гостили представители других дворянских семей. 

Эда Юрьевна получила хорошее образование: сначала она училась в Школе-студии МХАТ, где ее талант оценил сам Станиславский, затем в Институте благородных девиц. Она стала ведущей артисткой Театра имени Ермоловой и всегда получила главные роли. Ей пророчили большое будущее, но с приходом к власти большевиков ее семью, да и ее саму тоже ждали большие беды. В 1935 году были арестованы отец и младшая сестра артистки, которых позже расстреляли. Затем по доносу был осужден и супруг Урусовой, актер Михаил Унковский. 

Несмотря на все эти горести, Эда Юрьевна оставалась верна своему делу и отказывалась покидать столицу, чтобы избежать наказания, которое последовало в 1938 году. Актрису арестовали на вокзале, когда она собиралась отправляться на гастроли с труппой театра. Ее отправили в ссылку, где о своем дворянском происхождении и актерской карьере пришлось забыть. Кем только не работал Урусова: была дояркой, счетоводом, а иногда играла в местном театре. 

Это была не единственная в жизни актрисы ссылка — в 1949 году ее вместе с остальными ранее судимыми выселили из Москвы. В столицу актриса вернулась лишь в 1955 году и смогла вновь продолжить заниматься любимым делом. Урусова успела сняться в таких фильмах, как «Курьер», «Письма Асперна», «12 стульев», «Ларец Марии Медичи» и других. Коллеги Эды Юрьевны признавались, что она никогда не жаловалась на свою судьбу и не ставила себя выше других, хотя имело такое право.

«Я снималась с Эдой Юрьевной в фильме «Письма Асперна. Она была остра на язык, такая ироничная, с невероятным шармом. И хотя ей было тогда уже 86 лет, я не чувствовала разницы в возрасте. Она никогда не позволяла себе высокомерия», — рассказывала актриса Ольга Мысина. 

Мария Капнист

Источник: ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»/Fotodom.ru

Не менее трагичная судьба была у другой представительницы дворянского и графского рода. У Марии Ростиславовны были греческие корни: когда-то ее предки жили в фамильном замке на греческом острове Закинф. В начале XVIII века они перебрались на русские земли и получили графский титул. У семьи Капнист было несколько особняков — как в Петербурге, так и в Малороссии, земли которой были в их распоряжении. 

Однако в XX веке жизнь знатной семьи кардинально изменилась: главу семейства Ростислава Ростиславовича расстреляли, а матери пришлось покинуть свое имение и скитаться с детьми. К счастью, семье удалось позже обустроиться в северной столице, а Мария Ростиславовна сумела стать студенткой театрального института. Естественно, о своем титуле актрисе пришлось забыть, но она была рада хотя бы тому, что могла заниматься любимым делом. 

Казалось, что теперь жизнь семьи Капнист наладилась, но неожиданно Марию Ростиславовну арестовали и приговорили к восьми годам каторжных работ. Каждый день актриса работала на шахте и все эти годы терпела голод, холод и унижения. Многие не доживали до окончания срока на таких каторжных работах, но сильная духом Капнист смогла выстоять и даже продолжила сниматься в кино после освобождения. 

Знакомые и родные не верили, что актрису вновь примут в театр и дадут ей роли в кино, ведь после каторги вся ее красота исчезла, а она буквально превратилась в старую женщину, хотя ей было всего 44 года. Однако многие режиссеры считали, что ее типаж отлично подойдет для злых персонажей и ведьм. Мария Ростиславовна снялась в таких картинах, как «Цыган», «Табор уходит в небо», «Руслан и Людмила» и многих других. 

Петр Глебов

Источник: Советский экран/Fotodom.ru

Петр Петрович родился всего за два года до начала революции 1917 года. Его родные были дворянами и состояли в родстве с известными семьями Трубецких и Голицыных. Отец актера даже был предводителем одного из подмосковных дворянских уездов. Когда к власти пришли большевики, семья была вынуждена переехать из столицы в деревню, где было их имение. 

Однако власти разыскали их и здесь и переселили из барского дома, из которого сделали детский интернат, во флигель. Петр Петрович признавался, что те годы были очень трудными для их семьи: он вместе с братьями и сестрами с весны до осени ходил босиком, и они часто были голодны.

Окончив семь классов школы, Глебов отправился продолжать обучение в мелиоративно-дорожное училище. Тогда он даже не мыслил об актерской карьере, но, увидев фильм «Тихий Дон», захотел однажды тоже сняться в кино. Петр Петрович подал документы в оперно-драматическую студию Станиславского, но поступить с первого раза ему не удалось. Родные настояли на том, чтобы он еще раз попробовал выступить перед комиссией и не прогадали, Глебова зачислили. 

Петр Петрович старался скрыть свое дворянское происхождение, которое в те годы не имело уже никакой значимости, а, наоборот, могло помешать построить карьеру. Однако мать артиста уговорила его сообщить преподавателям о корнях своей семьи. До этого он указывал в анкете, что его отец — агроном, а мать — домохозяйка. 

«Петя, пиши из «дворян»! Во-первых, это правда, во-вторых, меня лишали права голоса и прочего всего. И это прошло. Но главное, сын мой, ты — дворянин!», — настаивала мать.

Глебов учился у самого Станиславского, который ценил его талант и пророчил ему большое будущее. Но в 1941 году актеру пришлось уйти на фронт и вернуться к работе только после окончания войны. Свою звездную роль Петр Петрович получил в 40 лет — ему предложили сыграть Григория Мелехова в новой экранизации романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». Мечта его наконец-то сбылась!

Любовь Орлова

Источник: Мосфильм/Fotodom.ru

Великая Любовь Орлова тоже происходила из дворянского рода: ее прапрадед был фаворитом Екатерины II, а отец служил в военном ведомстве и имел множество наград от самого царя. По материнской линии Любовь Петровна была в родстве с графом и писателем Львом Николаевичем Толстым. Известно, что он подписал и подарил ей свое произведение «Кавказский пленник».

Другом семьи Орловых был артист Федор Шаляпин, который и разглядел в девочке талант и напророчил ей большое будущее. Любовь Петровна получила хорошее образование и с приходом к власти большевиков была вынуждена давать частные уроки игры на фортепиано, чтобы помочь семье. Параллельно она обучалась в ГИТИСе, а позже сыграла главную роль в опере «Перикола».

Благодаря этой постановке актрису заметил режиссер Григорий Александров и позвал сниматься в кино. С тех пор Орлова стала одной из главных звезд советского кино. Несмотря на свое дворянское происхождение, которым актриса старалась не хвастаться, она была удостоена Сталинской премии дважды: первый раз — за роль Марион Диксон в картине «Цирк», второй — за фильм «Встреча на Эльбе». 

Петр Вельяминов

Источник: Советский экран/Fotodom.ru

История знаменитого рода Вельяминовых началась еще в XI столетии: тогда один из родственников короля Норвегии Хокона II прибыл на Русь, чтобы служить Ярославу Мудрому. Именно он стал основоположником рода Вельяминовых. Один из его потомков в XIX веке участвовал в Отечественной войне 1812 года и был героев. Портрет военного висит в Галерее героев Эрмитажа.

Петр Сергеевич родился в семье военного, который продолжил династию своей известной семьи. В советские годы семье Вельяминовых жилось трудно — отца будущего актера, титулованного офицера царской армии, арестовали и сослали на строительные работы для возведения Беломорканала. Даже после возвращения с фронта, где глава Вельяминовых отважно сражался, его арестовали на десять лет. Жене офицера тоже было несладко — она пережила несколько ссылок. 

Практически всю молодость в ссылке провел и сам Петр Вельяминов, которого в 16 лет арестовали за участие в антисоветском движении. Однако именно в это время он раскрыл свой актерский талант и часто читал стихи и отрывки из произведений великих классиков во время самодеятельных постановок. 

В середине 1950 годов после освобождения и нескольких лет скитания Петр Сергеевич стал артистом в местном театре Абакана. Актер еще долгие годы выступал на разных провинциальных сценах, пока его не заметили и не предложили сыграть в фильме «Тени исчезают в полдень», благодаря которому он прославился.

После успешной премьеры Петра Сергеевича приглашали в театры и на съемочные площадки. За свою творческую биографию он успел сняться также в таких картинах, как «Вечный зов», «На горе стоит гора», «Опасные друзья», «Встретимся в метро», «Среда обитания» и других. 

Подпишись на канал Lisa в Яндекс.Дзен