Маргарита Терехова обладала магическим обаянием и редким талантом, который помог ей стать настоящей звездой советского кино. Ей не нужно было притворяться и что-то изображать, ведь в жизни она была такая же, как и ее героини, – сильная и независимая женщина. От актрисы были без ума многие мужчины, но среди многочисленных поклонников она так и не смогла найти того мужчину, о котором всегда мечтала.
Талантливый ребенок
Маргарита Борисовна родилась в семье театральных актеров — Галина Томашевич и Борис Терехов служили в Свердловском театре, где и познакомились. Отец будущей актрисы ушел на фронт, когда ей не было еще и года, а после окончания войны вернулся уже в другую семью. Возможно, именно отсутствие отца в жизни Тереховой повлияло на выбор профессии.
«Мои бабушка и дедушка тоже были замечательными актерами. Я их никогда не видела на сцене, но что мне рассказывала бабушка, было совершенно замечательно», — рассказывает Анна Терехова, дочь актрисы.
Изначально девушка не собиралась становиться актрисой: она больше думала о спорте и о точных науках. Школу Маргарита Борисовна окончила с золотой медалью, была капитаном сборной по баскетболу, а после поступила в институт на физмат. Она была очень целеустремленной, поэтому ей легко давалась учеба, но на втором курсе Терехова решила оставить физмат и отправилась в Москву, чтобы поступить во ВГИК на актерский факультет.
Однако приемная комиссия не разглядела талант девушки и отказалась зачислять ее в университет. Но и на этот раз она не сдалась, а пошла в театральную студию при театре Моссовет. Вот здесь преподаватели и актеры ценили ученицу и задействовали ее во многих постановках. Впрочем, не обошлось без зависти — многие сокурсницы завидовали успеху Тереховой, но это только закалило ее характер.
Звезда советского кино
После окончания театральной студии Маргарита Борисовна начала служить в Моссовете, которому посвятила 20 лет своей жизни. У нее было много интересных ролей, но настоящую славу ей принесла работа в кино.
Спустя год после завершения учебы актрису пригласили сниматься в фильм «Здравствуй, это я!», после которого многие поняли, что в отечественном кинематографе появилась новая звезда. Закрепить свой успех Терехова смогла в следующей работе — картине «Бегущая по волнам», которая была для нее судьбоносной.
Став известной актрисой, Маргарита Борисовна начала все больше получать выгодные предложения. В 1970 году она стала музой Андрея Тарковского, который снял ее в фильме «Зеркало». В этой работе ей досталась мистическая роль, здесь она покажет свою улыбку, которую позже назовут «фирменной тереховской».
Актриса была на пике популярности в 1970-х годах, когда на экране появились фильмы «Собака на сене», где она сыграла графиню Диану, и «Д`Артаньян и три мушкетера», в котором артистка перевоплотилась в Миледи.
Затем последуют еще главные роли в творческой биографии Тереховой, но с началом перестройки она будет сниматься все меньше. Актриса мечтала сыграть Ксению Блаженную и даже просила свою подругу, сценариста Марину Шептунову, написать текст для нее.
Приятельница актрисы отказалась создавать сценарий, считая, что святых в кино не играют. Позже знакомые поняли, что Маргарита Борисовна вошла в образ Ксении Блаженной и все чаще стала уходить в себя, ведь ранее все свои чувства она выплескивала на экране, а в жизни была очень сдержанной и сильной. Вскоре начала ухудшаться и феноменальная память артистки: она не просто не запоминала текст, а перестала узнавать своих знакомых.
«Она смотрит на меня. Возможно, есть какие-то полузабытые чувства и мысли. Но они уже не так четко оформлены. Можно добиться от нее улыбки, она улыбается, иногда даже реагирует на что-то, но мне кажется, что уже осознания такого четкого нет», — говорит Александр Терехов, сын актрисы.
Одна из последних ее работ — кинолента «Только для сумасшедших», которая в каком-то смысле стала для нее и роковой, и пророческой. Здесь она сыграла блаженную медсестру Риту, которая решается помочь молодому человеку, пытавшемуся свести счеты с жизнью.
«Она себя поедала, это было ежесекундно видно. Вот эта борьба внутри между собой, она ее уничтожала каждую секунду. Может быть, не оказалось рядом человека, который бы ее любил, чувствовал, понимал по сумасшедшему, все прощал, на руках носил», — считал режиссер Валерий Ахадов.
Одинокая Миледи
Маргарита Борисовна, которая выросла без отца, всегда мечтала найти сильного и настоящего мужчину. В каждом воздыхателе она пыталась отыскать черты отца и восполнить ту любовь, которой ей всегда не хватало. Актриса мечтала, что однажды родитель увидит ее, узнает и будет горд, что его дочь стала известной на всю страну.
«Ритуля очень страдала. Конечно, она хотела, чтобы рядом был отец», — говорит Юлия, младшая сестра актрисы.
Борис Терехов узнал о дочери и захотел с ней встретиться, когда она уже была действующей актрисой Моссовета и активно снималась в кино. Вместе с младшими детьми от третьего брака мужчина пришел к дочери — это была трогательная, единственная и последняя встреча родных людей. Маргарита Борисовна простила родителя и спокойно отпустила, а по-настоящему близкими людьми они так и не стали.
У Тереховой всегда было много поклонников, особенно после того как она стала сниматься в кино. С первым мужем Вячеславом Бутенко она познакомилась еще в театральной студии. Молодой человек тогда ради любимой даже бросил учебу в институте геодезии и подался в актеры, только чтобы быть рядом с ней.
«Она отличалась от других девчонок: вздернутый носик, длинная коса, русые волосы, а главное — от нее шло какое-то сияние», — вспоминает первый супруг актрисы.
У них был очень бурный роман, а вскоре они поженились. Пара была вместе всего три года, а дипломный спектакль, в котором они играли влюбленных, стал для них роковым. После премьеры постановки Маргарита Борисовна рассталась с мужем, заявив, что любовь просто прошла. Многие знакомые называют этот брак пробным.
В жизни актрисы был мужчина, о котором она предпочитала не вспоминать. Им оказался режиссер Алексей Габрилович, сын известного драматурга Евгения Габриловича. Вся семья режиссера ее обожала и считала, что она скоро станет супругой Алексея. Казалось, что в этот раз Маргарита Борисовна нашла свое женское счастье, но оно было совсем не долгим.
Однажды Габрилович поднял на нее руку, и актриса посреди ночи убежала из дома к подруге. Он желал ее вернуть, но Терехова была неприступна и отказывалась прощать своего обидчика. Позже в одном из фильмов ее героиня говорила, что она неисправимая идеалистка, которая верит, что найдет человека, необходимого ей.
Новую любовь Маргарита Борисовна встретила на съемках фильма «Бегущая по волнам», которые проходили в Болгарии. Главную роль в картине исполнял болгарский актер Сава Хашимов, который сразу влюбился в очаровательную партнершу. Мужчина оставил семью, позвал Терехову замуж и переехал вместе с ней в Москву.
«Любовь была, потом он даже переехал к нам в Россию. И уже понял, что в Болгарии лучше. Но это ничего страшного, у нас не было проблем. А то, что Анечка родилась, — это замечательно», — говорила актриса.
В Москве у Савы не было выгодных предложений: пока его жена снималась в главных ролях, ему приходилось довольствоваться лишь второстепенными. Зато на родине он был настоящей звездой, поэтому вскоре принял решение вернуться в Болгарию. Развод был неизбежен, ведь Маргарита Борисовна отказывалась следовать вслед за мужем, зная, что там ее ждет та же участь, что и его в Москве.
«Мне папа всегда говорил, что это было что-то такое, что их захватило. Они ничего не могли с собой поделать», — рассказывала Анна Терехова, дочь актрисы.
Терехова выбрала карьеру и не пожалела, ведь она после развода сыграла еще в стольких замечательных картинах. «Я от мамы никогда не слышала о папе худого слова. Просто она говорила, что вот так сложились обстоятельства, не получилось. Но любовь, по-моему, была невероятная», — говорит дочь актрисы.
Но актриса никогда бы не променяла детей на любимую работу, поэтому, узнав, что ждет ребенка от Хашимова, решила, что непременно будет рожать. Хотя известная актриса Моссовета Фаина Раневская предостерегала ее, что после появления ребенка многие артистки теряли свою популярность и были невостребованными. Маргарита Борисовна уже тогда понимала, что слава пройдет, а дети будут в ее жизни всегда.
«Мама, если она любит своего ребенка, должна молиться за него. Молитва матери все превозможет. Это я знаю на своем опыте и абсолютно всем женщинам сказала бы: “Молитесь за своих детей”», — говорила Маргарита Терехова.
Ей приписывали роман и с режиссером Андреем Тарковским, для которого она стала музой. Однако сама актриса уже давно разочаровалась в любви. После смерти ее отца и Тарковского она призналась, что слишком поздно поняла, что все мужчина, как дети, а она так долго искала защиты именно у них. Терехова потеряла веру в любовь, но романы в ее жизни все-таки были.
«Рядом с ней мог бы существовать какой-то выдающийся человек, более яркий, чем она. А такого пойди найди», — считает режиссер Владимир Алеников.
В 1980 году весь театр Моссовета обсуждал беременность Маргариты Борисовны и гадал, кто же является отцом ее будущего ребенка. Очень быстро она вышла замуж за режиссера Георгия Гаврилова, который принял сына своей жены и воспитал как родного. На самом же деле считается, что отцом Александра является таджикский предприниматель и политик Сайфиддин Тураев.
С Гавриловым артистка прожила всего полтора года, но всю жизнь режиссер считал Александра своим и даже добился от бывшей жены частых встреч с мальчиком. К сожалению, в конце ноября этого года Георгий Гаврилов умер от коронавируса.
Маргарита Борисовна очаровывала мужчин, когда ей было уже за сорок. У актрисы даже был роман с молодым и начинающим исполнителем Игорем Тальковым, который была младше нее на 14 лет. В то время она ушла из Моссовета и создала коллектив «Балаганчик», с которым гастролировала по стране.
«Они очень подружились. Потом мама позвала его к себе. Они ездили вместе, те же романсы пели и фольклор, хотя Игорь не любил этот фольклор, но ради мамы, ради Маргариты Борисовны все это делал», — говорит Анна Терехова.
Многие были против этого неравного союза, и даже мама певца умоляла его оставить возлюбленную. Но Игорь ей строго ответил: «Мама, ты ничего не понимаешь! Она знает наизусть всего Гарсиа Лорку». Ради Маргариты Борисовны артист был готов бросить жену и даже сделал своей любимой предложение.
В то время многие женщины мечтали услышать такие слова от него, но только не Терехова. Она была слишком независима и ответила ему, что такие жертвы ей не нужны. Пара рассталась, а вскоре Талькова не стало.
Сегодня Маргарита Борисовна не общается с журналистами и уже давно не выходит в свет. Несколько лет назад врачи поставили ей диагноз — болезнь Альцгеймера. По словам родных, она почти не узнает родных и близких и не обходится без помощи сиделок.
«Рита Терехова для меня осталась фейерверком, который бывает раз в жизни. Нет сейчас второй Тереховой. Она была настоящей звездой, но ее тогда никто не называл так, потому что тогда и таких слов не было», — заключает Наталья Ветрова, подруга актрисы.