В поисках режиссерских сокровищ
Творческий путь
А как же любовь?
Борис Игоревич Хлебников — известный российский режиссер и сценарист. Практически каждый его фильм высоко оценивают кинокритики, которые с радостью удостаивают Бориса высоких наград. Хотя сам режиссер боится перейти ту черту, когда человек начинает считать себя гениальным и снимает не очень хорошие фильмы.
О том, как Борис Хлебников пришел в мире кино, как стал одним из самых успешных российских режиссеров, и как сложилась его личная жизнь, — подробнее в нашем материале.
В поисках режиссерских сокровищ
Борис Хлебников родился в Москве в семье, которая не имела никакого отношения к искусству. Его папа занимался философией, а мама — физикой. Сам Борис не очень хорошо учился в школе, особенно ему не нравились русский язык и литература. Хотя читать он всегда обожал, а самая любимая книга еще с детских времен — «Остров сокровищ» Роберта Стивенсона.
А вот что всегда было интересно Хлебникову, так это биология. Он настолько был увлечен наукой, что после окончания школы даже поступил на биологический факультет. На протяжении двух лет он узнавал, как устроена жизнь живых существ. За это время молодой человек успел поработать не только лаборантом, но и продавцом на рынке.
Именно в это время Борис открыл для себя кино и стал настоящим киноманом. Он посещал Музей кино, где мог целый день смотреть фильмы одного режиссера — от самого первого до последнего. В тот момент парень понял, что больше не хочет изучать биологию, — он желает стать режиссером.
Хлебников оставил биофак и поступил во ВГИК — правда, не на режиссерский факультет, а на киноведческий. Просто тогда он еще сомневался в своих силах и думал, что не сможет стать студентом режиссерского.
«Мне кажется, киноведческий факультет во ВГИКе, по-моему, более содержательный, чем режиссерский. Просто в какой-то момент ты, сам того не понимая, начинаешь понимать многие вещи – как это сделано и так далее», — говорил Хлебников.
Но от своей мечты он не отступал — студент параллельно ходил в Музей кино и изучал творчество отдельных режиссеров. Так он понимал, с чего они начинали свой путь, как проходило развитие и до чего они в итоге доросли.
«Ты понимаешь, как человек сначала очень боится и очень неуверенно себя ведет и пытается сам найти себя, свой язык, свою тему — вообще найти себя. Просто начать разговаривать спокойно, не волноваться, не суетиться, не бегать без тика. И действительно, на третьем-четвертом фильме так и происходит: человек начинает очень ровно, здорово и интересно говорить. И вот он нашел свой язык, он боится, но, тем не менее, он нашел какую-то защиту и какое-то приспособление, как говорить, как общаться, как снимать кино», — объяснял Борис.
Творческий путь
Фильмография Бориса Хлебникова начинается с короткометражных фильмов. Когда же он отточил свое мастерство, нашел свой язык, научился правильно и интересно говорить, перешел на полный метр. В 2003 году вышел его первый серьезный фильм «Коктебель» — правда, Борису помогал режиссер Алексей Попогребский.
По сюжету отец и сын в поисках лучшей жизни уезжают из Москвы к морю, в Коктебель. По дороге они встречаются с разными людьми — как с плохими, так и с хорошими, — а также проходят через испытания. Критики высоко оценили глубокий философский подтекст произведения и сравнили его с работами великих авторов.
Интересно, что на конкурсе сценариев Берлинского кинофестиваля сценарий фильма «Коктебель» занял первое место, а на Московском кинофестивале картина получила специальный приз. В 2006 году на «Кинотавре» состоялась премьера новой работы Бориса — фильма «Свободное плавание», за который он тоже получил престижные награды.
Благодаря этой работе Хлебников познакомился с талантливым актером Александром Яценко, с которым потом он еще не раз будет сотрудничать.
«Мне всегда с Яценко интересно работать. Он очень старомодный артист — наизусть знает весь сценарий не только за себя, но и за своих партнеров задолго до съемок», — рассказывал режиссер в интервью изданию «7 дней».
В 2009 году Хлебников презентовал комедию «Сумасшедшая помощь», в которой отразил как суровую реальную жизнь, так и вымышленный фантастический мир. Также в этом году вместе со своими коллегами он работал над созданием киноальманаха «Короткое замыкание», состоящего из пяти новелл о любви.
Спустя три года состоялась премьера одного из лучших фильмов Хлебникова — «Пока ночь не разлучит нас». В съемках фильма принимали участие Сергей Шнуров, Оксана Фандера, Алена Долецкая и многие другие медийные персоны.
В копилке Бориса есть такие успешные кинопроекты, как «Долгая счастливая жизнь», «Некуда спешить» и сериал Озабоченные, или Любовь зла», который транслировался на телеканале ТНТ.
Однако самой успешной и лучшей работой режиссера многие считают драматический фильм «Аритмия», главные роли в котором достались Александру Яценко и Ирине Горбачевой. Картина получила приз зрительских симпатий и Гран-при на «Кинотавре», а также три «Ники».
«Мы в какую-то попали штуку, в какую не планировали, не задумывали. Но, может, и хотели, но как-то об этом, честно говоря, не думали. Но там, видимо, есть какая-то штука с этой «Аритмией», просто самоузнавание массовое какое-то. Люди на себя перекладывают частую историю, которая там рассказывается. Видимо, все были на грани развода. Видимо, это настолько скучная штука, что она одинаковая у всех. Видимо, мы как-то попали в то, как это обычно происходит. Наверное, какие-то узнаваемые герои», — объяснял режиссер успех фильма.
Борис Игоревич, безусловно, добился больших успехов и стал одним из лучших мастеров в российском кинематографе. Однако он боится профессиональной деформации, которая наступает, когда режиссер начинает считать себя гением и снимает однотипные и не очень интересные фильмы.
Интересно, что кино Хлебников считает убогим искусством, потому что зритель, когда смотрит киноленту, меньше всего подключает свою фантазию. Например, когда человек слушает музыку, читает книгу, у него рождается целый мир.
«А кино — оно звучит, показывает, рассказывает, и только запахов нет. Ты можешь фантазировать только по поводу запахов. И в этом смысле кино немного туповатое. Оно как бы может рассказать историю, но намного меньше работать с твоей фантазией», — считает режиссер.
А как же любовь?
О личной жизни Бориса Хлебникова практически ничего неизвестно, ведь он не любит рассказывать о об этом. Об искусстве — пожалуйста, а вот личная жизнь на то и личная, чтобы о ней никто не знал. Впрочем, журналистам узналось выяснить, что Борис уже давно женат на женщине, которая тоже связана с кинематографом. Пара воспитывает двух сыновей.