Соответствует ли актер заданному возрасту персонажа — не всегда столь важно, если на кону стоит изображение героя тем самым артистом, который лучше остальных подходит по всем параметрам. Может быть так, что ему все 50, а персонажу — 25, хотя случается и наоборот.
Мы, зрители, можем не заметить разницы, за это спасибо также надо сказать всей съемочной команде, гримерам и художникам по костюмам. А кому из советских актеров удалось сыграть героя, не соответствуя его реальному возрасту, давай смотреть ниже.
1 Сергей Бондарчук
Сергей Федорович в экранизации «Войны и мира» выступил и режиссером, и сценаристом, и сыграл в ней Пьера Безухова. Изначально Бондарчук долго искал подходящего актера (хотя в кандидатуре был даже тяжелоатлет Юрий Петрович Власов) на его роль, однако понял, что лучше сам будет Пьером.
Возраст Безухова в начале фильма — 20 лет, а Бондарчука — 42 года. Более того, для своего персонажа артист поправился на десять килограммов!
Режиссер Георгий Николаевич Данелия говорил, что сначала ему было трудно представить Сергея Федоровича в образе Безухова, однако позже понял, что другой артист вряд ли бы с таким успехом передал его образ:
«Я несколько иначе представлял Пьера. Правда, когда узнал, что начались съемки и Пьера будет играть Бондарчук, я не сразу свыкся с этим новым для меня Пьером, как-то не поверил в него до конца. А когда увидел фильм, то по-настоящему принял Пьера-Бондарчука, ибо он заражает своей человеческой искренностью, значительностью и глубиной».
2 Надежда Румянцева
По сюжету задорной энергичной девчонке Тосе Кислициной из «Девчат» было 18 лет. Она только окончила кулинарное училище, в то время как изображала ее Румянцева, давно окончившая ВГИК (ей был 31 год).
Именно из-за значительной разницы в возрасте Надежде Васильевне не хотели давать центральную роль. На кастинг приходило много актрис, которые куда больше соответствовали реальному возрасту Кислициной, к примеру, младшая на восемь лет Наталья Кустинская. Муж актрисы, режиссер Юрий Чулюкин, обещал ей главную роль, однако Румянцева была настолько убедительна на прослушивании, что никто не смог ее переплюнуть.
3 Ирина Муравьева
Кто бы мог подумать, но в фильме «Карнавал» Ирина Вадимовна сыграла 17-летнюю школьницу Нину Соломатину, в то время как самой ей было 32! А еще скажем то, что Муравьева и Екатерина Жемчужная были единственными артистками, утвержденными на роли без кинопроб.
4 Янина Жеймо
Рост Янины Болеславовны был всего метр сорок восемь, а размер ноги — 31. Именно поэтому для картины «Золушка» актрисе делали на заказ хрустальные туфельки… только вот походить в них Жеймо не удалось — обувь изготовили из оргстекла.
Миниатюрной Золушке по сюжету 16 лет, а вот актрисе было целых 38. Она оказалась старше своих сводных сестер по кадру, а вот снимать себя Янина Болеславовна просила в вечернее время суток, поскольку утром у нее «не такое лицо».
Актер Игорь Афанасьевич Клименков (сыграл в «Золушке» пажа) говорил, что с Жеймо было легко работать из-за ее естественности и открытости:
«Янина Болеславовна вела себя как обычная девчонка: в перерыве между съемками мы залезали с ней в карету-тыкву и болтали. Я лузгал семечки, Золушка курила «Беломор». С ней было легко и просто, я был очарован, по-детски влюблен…».
5 Георгий Вицин
В 1964 году Георгий Михайлович снялся в экранизации пьесы Александра Островского «Женитьба Бальзаминова», исполнив главную роль — 25-летнего Михаила Дмитриевича Бальзаминова. Самому Вицину на момент съемок исполнилось 45, а чтобы скрыть выдающие реальный возраст внешние «изъяны», он проводил в гримерке несколько часов: самостоятельно рисовал веснушки, скрывая морщины, и использовал тон.
«Я придумал паричок, нос подтянул. Шпатлевку смешал с красной краской, чтобы лицо «похудело». Воинов посмотрел на мои художества и твердо сказал: «Буду снимать!», — говорил кинозвезда.
Георгий Михайлович для своего персонажа похудел, занимаясь спортом, йогой и даже медитацией! Из-за такого кропотливого труда над внешностью актер в шутку называл фильм «Женитьба забальзамированного», намекая на свой реальный возраст.
6 Михаил Боярский
Изначально в картине «Д’Артаньян и три мушкетера» д’Артаньяна должен был сыграть Александр Абдулов, только он не смог настолько же хорошо исполнить песни, как Боярский, потому роль и перешла к нему. Михаилу Сергеевичу на момент съемок было 28 лет, а его персонажу по сюжету — 18.
Кстати, несколько лет назад артист признался в том, что сожалеет о съемках в продолжении фильма, в особенности его задела последняя часть «Возвращение мушкетеров, или Сокровища кардинала Мазарини»:
«Нельзя делать компромиссы в профессии. Не надо было сниматься. Я сразу решил, что не стоит, и отказался, но там же есть еще друзья-мушкетеры, которые говорят: «Ты что? Из-за тебя фильм не будем снимать?». А режиссер: «Как тебе не стыдно! Я тебя выбил в люди, а ты мне такое…». Я начал капризничать еще с фильма «Мушкетеры двадцать лет спустя.
Но детей кормить надо, семью, деньги зарабатывать не только артистам, но и персоналу. А чем еще зарабатывать? В общем, уговорили. Так получилось, что снялись. Полагаю, что это не самая лучшая наша работа. Все, конечно, хотели как лучше. Но в одну реку дважды войти очень сложно. Последующее всегда хуже предыдущего, на мой взгляд».
7 Алиса Фрейндлих
Людмиле Прокофьевне Калугиной, героине Алисы Бруновны из фильма «Служебный роман», было 36 лет, в то время как самой артистке — 43 года. Однако любители этой мелодрамы считают, что Фрейндлих выглядит даже старше своих лет, и винят в этом «древний коричневый костюм» с большими очками.
Кстати, режиссер Эльдар Рязанов утвердил знаменитость на эту роль без проб, что считается огромным везением для любого артиста:
«Художественные советы требовали, чтобы на любую роль, а тем более на главную, которую исполнила Алиса, предоставлялось не менее двух кандидатур, а в идеале вообще три-четыре. Но у Эльдара Александровича в то время была такая слава, так он был любим и зрителями и руководством, что ему пошли навстречу», — утверждает народная артистка РСФСР Светлана Немоляева.
8 Галина Польских
15-летнюю школьницу Таню Сабанееву сыграла Галина Александровна, которой тогда исполнилось 22 года. Она была студенткой ВГИКа, замужней дамой и матерью, но это не стало преградой для исполнения предложенной роли в фильме «Дикая собака динго».
Более того, в паре с ней снимался 15-летний Талас Умурзаков (сыграл Фильку), по уши влюбившийся в голубоглазую красавицу. Его не смущали разница возрасте, замужество Гали и ребенок, он даже ревновал девушку к супругу.
«Я вышел утром в коридор и увидел девушку в ситцевом халатике... Мы сразу стали называть друг друга именами своих героев. Галя излучала какое-то особое тепло и спокойствие. Но чувствовался и надлом в характере. Филькины страдания вскоре передались мне, но Галя относилась ко мне как к маленькому. Наверное, она и была моей первой любовью…», — признавался актер.
9 Наталья Тенякова
В фильме «Любовь и голуби» Наталья Максимовна сыграла бабу Шуру, в то время как на бабушку она совсем не тянула — ей было всего сорок лет. Такое деловое предложение ей поступило во время отдыха в Крыму: супруг Сергей Юрский и режиссер Владимир Меньшов уговорили Тенякову составить им «компанию» по касту, при этом самого Юрского уже утвердили на роль деревенского мужика — Мити.
На этакую авантюру актриса решилась из-за красоты места съемок — Карелии и множества грибов:
«Режиссер картины подошел ко мне на пляже и говорит: «Вы будете играть бабу Шуру!». А я такая в купальнике, мне еще и 40 нет, говорю: «Вы хорошо подумали, вы меня сейчас не разыгрываете? Что происходит? Какая баба Шура?», и тут он сказал одну вещь: «А вы знаете, сколько там грибов?» И я ответила: «Ладно, поехали!».
10 Майя Плисецкая
В экранизациях романа Льва Толстого «Анна Каренина» снималась не одна актриса, и в их число вошла Майя Михайловна, прима-балерина Большого театра СССР. Перевоплотиться в знатную 27-летнюю даму из Петербурга Плисецкой посчастливилось в… 50 лет! В 1974 году люди увидели фильм-балет, который привел в восторг немалую аудиторию.
Впечатлила зрителей не только игра, но и наряды главной героини. Как выяснилось, их создал французский модельер Пьер Карден, друг Плисецкой. Именно благодаря его костюмам образ героини был еще более утонченным и завораживающим.
11 Клара Лучко
В четырехсерийном фильме 1979 года «Цыган» Клара Степановна сыграла 40-летнюю Клавдию Петровну Пухлякову, в то время как самой обладательнице Сталинской премии II степени было на четырнадцать лет больше. Хотя не все зрители заметили разницу в возрасте, поскольку внешним данным и моложавости Лучко можно было позавидовать.
А еще с выходом картины Клара Степановна часто слышала о ее романе с Михаем Волонтиром, сыгравшим в «Цыгане» Будулая Романова. Актрису даже прозвали «Будулаихой», а она объясняла, что любовные отношения их героев не вышли за рамки фильма:
«Это просто смешно. Мы действительно очень дружили. Но романа никакого не было. Просто вместе ходили на речку, загорали, гуляли. И все это время обсуждали наши сцены. Волонтир — профессионал. Он очень трепетно относится к работе. Даже выучился у местного кузнеца основам нелегкого ремесла. И все для того, чтобы его Будулай был действительно настоящим».
12 Вера Алентова
В фильме Владимира Меньшова «Зависть богов» Вера Валентиновна, его жена, выступила в роли 44-летней Сони Аникановой, редактора на телевидении. Однако к актрисе было много вопросов со стороны зрителей, поскольку они посчитали, что Алентова слишком старается и переигрывает для изображения персонажа, который моложе нее (на момент съемок артистке было 58), а также отметили неестественность Алентовой в обнаженных сценах.
Сама же знаменитость уточнила, что в «Зависти богов» была задействована дублерша, которая как раз и заменяла ее в откровенных кадрах:
«Костерила меня критика нещадно, в основном дамского пола, что несколько озадачивало. Я считала общеизвестным фактом, что западные актрисы редко соглашаются сниматься голыми: им подбирают для таких сцен дублерш, и это нормальная практика: роль-то все равно сыграна актрисой».