Источник: Unsplash (@themeinn)

Какие виды манипуляций встречаются в детском возрасте

Разбор 6  самых распространенных детских манипуляций
— Вас часто мучает чувство вины
Испытываете чувство бессилия
Все время жалеете своего ребенка, а он во всем ищет негатив
Чувствуете злость и бессилие одновременно
Ребенок часто врет и переводит стрелки на родителей
Вам кажется, что ваш ребенок — центр Вселенной

Психологическая манипуляция — это поведение, направленное на достижение выгоды в одностороннем порядке. Если говорить о детях, то сознательное манипулятивное поведение начинается примерно в старшем дошкольном возрасте. До этого манипуляции чаще всего носят бессознательный характер.

  • В основе бессознательных манипуляций лежат механизмы, основанные на повторяемости и удаче, ведь ребенок все время пробует и проверяет границы родителей.
  • В основе сознательных манипуляций лежат механизмы, увиденные у родителей, в мультиках, сказках, на площадке и т.д.

Какие виды манипуляций встречаются в детском возрасте

Источник: Unsplash (@anniespratt)

В детском возрасте самыми распространенными являются следующие манипуляции: 

  • Истерики.
  • Манипулирование чувством любви.
  • Демонстративные отказы и уходы от просьб.
  • Манипулирование плохим самочувствием.
  • Торговля («ты мне это, я тебе это»).
  • Манипуляция чувством вины после развода родителей.
  • Противопоставление одного члена семьи другому.
  • Вранье или утаивание и т.д.

В психологии известно около 160 разновидностей манипулятивного поведения ребенка. На примере некоторых манипуляций мы рассмотрим признаки того, как ваш ребенок может вами манипулировать.

Разбор 6  самых распространенных детских манипуляций

1. Вас часто мучает чувство вины

Если после разговора или взаимодействия с ребенком вы испытываете чувство вины и не можете найти выход из ситуации, так как чувствуете, что остались виноватым, то, скорее всего, здесь речь идет о манипуляции.

В приведенном примере взрослым трудно освободиться от вины, так как при таких самообвинениях сложно взять ответственность за что-то конкретно. Хочется охватить все и сразу.

Как действовать в такой ситуации: Нужно признать и отпустить, что в этой ситуации и, возможно, по сравнению с другими родителями вы можете быть «плохими». Главное — не зацикливаться на этом. Также, чтобы не поддаться внушению чувства вины необходимо придерживается правил и ценностей, которые полезны для ребенка и ценны для вас самих.

2. Испытываете чувство бессилия 

Источник: Unsplash (@jrlawrence)

Чаще всего взрослые ощущают бессилие в общении с детьми при скрытых манипуляциях.

Как они проявляются:

  • ребенок не делает того, что просит его родитель,
  • уходит от контакта,
  • делает вид, что то, что говорит взрослый ему не интересно или он не может это сделать и т.д.

У взрослого в этот момент может возникнуть чувство бессилия. Он, возможно, еще раз или несколько попробует попросить что-то сделать ребенка, но тот с большой долей вероятности проигнорирует все просьбы и вновь уйдет от контакта. После, как правило, взрослый все делает за ребенка.

В этом случае можно сказать: «Какой неблагодарный ребенок! Его просят, для него все делают, а он в ответ — ничего!». Но проблема здесь не в ребенке. Виной всему неправильное поведение родителя. 

Провоцирование детьми чувства бессилия называют манипуляцией слабым местом взрослого. Это очень распространенный прием среди детей. Такое поведение может привести к раннему развитию депрессивных состояний, к тревожным расстройствам, социофобическим явлениям и т.д. Более того, если постоянно идти на уступки своему чаду, то он вырастет с убеждением, что можно ничего не делать, не заботиться о родителях и доме. У таких детей со временем пропадает желание что-либо делать как для себя, так и для других.

3. Все время жалеете своего ребенка, а он во всем ищет негатив

Источник: Unsplash (@jwwhitt)

Когда ребенок приходит в слезах после драки в школе, жалуется на обзывания в школе и детской площадке, первая реакция родителя — подойти пожалеть. И это правильно — выразить сопереживание. Но такое поведение допустимо только, когда подобное происходит в первый раз. Однако если аналогичные ситуации повторяются, а взрослый только и делает, что жалеет свое чадо, не пытаясь разобраться в ситуации и найти из нее выход, то это тревожный знак.  . 

Дети быстро улавливают связь между вниманием к себе и тем или иным своим поведением. В данном случае они берут на вооружение жалобы и негативный настрой. 

Манипулятивные фразы, которые часто используют младшие школьники и подростки:

  • «Все плохо: солнце, дождь, школа, улица и т.д.
  • «Друзья плохие, одноклассники жуткие, учителя вообще изверги, уроки — плохо».
  • «У меня не получится, зачем делать? Я не хочу идти или заниматься чем-то, потому что уже 100 раз делал и не получилось».

К чему может привести родительская жалость:

  • ребенок перестает ходить в школу,
  • перестает общаться со сверстниками («они же все плохие, ограниченные, общаться не с кем..»),
  • может перестать делать уроки.

Потом все это распространяется на другие аспекты жизни, и взрослеющий ребенок, не научившись справляться с трудностями в детстве, оказывается бессильным перед обстоятельствами.

4. Чувствуете злость и бессилие одновременно

Источник: Unsplash (@dre0316)

В таких случаях дети могут говорить фразы наподобие этой: «Вы мне ничего не разрешаете, а бабушка хорошая, все разрешает: мультики, интернет, сладкое». То же самое ребенок может проделывать в отношении мамы, говоря о папе, и наоборот. Иными словами, вместо бабушки может фигурировать любой близкий родственник или тот человек из окружения, сравнение с которым точно сможет задеть одного из родителей. 

Поэтому такая манипуляция называется «вбить клин между». Такие слова ребенка могут пробудить во взрослом сразу два негативных чувства:

  1. злость, так как родитель прекрасно понимает, что им манипулируют;
  2. бессилие, которое возникает от сравнения.

5. Ребенок часто врет и переводит стрелки на родителей

Отсутствие честности и искренности у самих родителей, а также нежелание взрослых идти на откровенный разговор со своим чадом может привести к тому, что ребенок начнет вести себя также. Дети в этом случае бьют по слабому месту родителей, например, такими фразами: «Мне говорите, что обманывать нельзя, а сами врете» или «Я такого не обещал». 

Также это может проявляться в ситуациях, когда у вас опускаются руки, а ребенок, не внимая замечаниям, продолжает все делать намеренно плохо, чтобы в следующий раз его больше ни о чем не попросили. 

Здесь важно понимать, как и в других манипулятивных историях, какие черты характера вы хотите взрастить в ребенке. Чтобы ваш малыш не стал безответственным, равнодушным к интересам и просьбам других, не нужно делать за него то, с чем он прекрасно может справиться сам. Лучше чаще говорите с ним по душам, проявляйте искренний интерес к его проблемам, держите свое слово, если что-то пообещали. Не тешьте ребенка иллюзиями, если не собираетесь претворять свои слова в жизнь. 

Если хотите вырастить в ребенке ответственность, участие и сотрудничество, то сначала проанализируйте то, как сами справляетесь со своими задачами. Только после этого переходите к разговору с ребенком — к обсуждению его зоны ответственности, интересов и предпочтений, а также о тех чувствах, которые возникают у вас. По окончании беседы дайте ребенку какое-то задание и понаблюдайте за тем, как он отреагирует на поручение.  

6. Вам кажется, что ваш ребенок — центр Вселенной

Такое мышление допустимо только в первые годы жизни ребенка, ведь сначала все подчинено режиму дня крохи и удовлетворению его потребностей. Но подобное всемогущество ребенка должно продолжаться примерно до года-1,5 лет. После нужно постепенно показывать малышу, что мама — не его собственность. Что она также нужна папе, бабушке с дедушкой и главное — себе. 

Показывая своим поведением детям, что в этом мире все люди важны и у каждого есть свои потребности, родители учат их видеть, различать чувства и нужды — свои и чужие. В последующем, когда ребенок усвоит эту информацию, его будет проще обучить взаимодействию с социумом, делать выбор и нести ответственность за него.

Вас может заинтересовать