Каждый год психологи отговаривают сотни, если не тысячи мам от решения отправлять в школьное плавание малыша, которому к сентябрю едва-едва исполнится шесть лет.

Игра важнее учебы

Начинать учиться рано — не вредно. Вопрос лишь в том, как учиться. Центры раннего развития выстраивают программу с учетом всех возрастных особенностей дошколят. А вот программа общеобразовательной школы — совсем другая.
Человек так устроен, что на разных стадиях развития он познает мир по­разному. Вспомните своего малыша в год–полтора. Кроха, почувствовав почву под ногами, ринулся исследовать квартиру и пробовать на зуб все, что плохо (да и хорошо тоже) лежит. Шестилетка, конечно, тапочки не облизывает. Он играет. Вдохновенно и самозабвенно. Это его ведущий вид деятельности, так же, как для семилетнего — учеба. К слову, многие родители жалуются, что к 13–14 годам дети резко снижают успеваемость. Ничего удивительного с точки зрения психологии здесь нет. Ведущий вид деятельности подростка — общение. Но тут уж приходится брать себя в руки и отрываться от компании друзей ради алгебры и физики. В 13 лет проявить волю уже можно. А вот шестилетнему ребенку в принципе не под силу отодвинуть игрушки подальше и твердо сказать: «Мама, мне пора заниматься! Дай­ка, пожалуйста, прописи!» Хотя, конечно, об этом мечтают все родители.

Большая разница

Когда психологи говорят, что ребенок готов к школе, они имеют в виду три аспекта: интеллектуальную зрелость, эмоциональную и социальную. Родители же обычно обращают внимание лишь на умение читать и писать — то, что является одним из множества проявлений интеллектуальной зрелости. Причем далеко не самым важным.
Разница между шестилеткой и семилеткой весьма заметна. Это для нас что 30 лет, что 35 — не принципиально, а в детстве один год может значить очень многое.
Первое, и, пожалуй, главное отличие малышей в шесть лет — непроизвольность их поведения. Ребенку трудно сосредоточивать свое внимание на одном объекте.
— Он такой невнимательный! — жалуются мамы, — Постоянно отвлекается!
А юный ученик, в общем-­то, не виноват. Он не может не отвлекаться. Не освоил еще навыки произвольного поведения! Ему нужно сначала побегать, потом попрыгать… 45 минут урока для него — мука.

Второе отличие в том, что только к шести с половиной годам у человека формируется одно из основных психологических качеств, которое специалисты называют константностью восприятия. Суть его в том, что с изменением объекта мы не меняем содержания.
Сложно? Сейчас будет простой пример. Представьте, что вы раскладываете перед ребенком два „заборчика” из палочек. И в первом, и во втором палочек одинаковое количество. Малыш это видит и полностью соглашается: да, и здесь восемь палочек, и здесь тоже. А теперь вы сдвигаете в верхнем заборчике палочки ближе друг к другу, так, что он теперь занимает меньше места. Спрашиваете малыша: „Где теперь палочек больше?” Семилетний ребенок пожмет плечами: „Как было везде восемь, так и осталось восемь”. Шестилетка в 80 % случаев начнет утверждать, что в более плотном заборчике палочек меньше. Вы его спросите: „Я убирала отсюда палочки?” — „Нет”. „Я добавляла в другой палочки?” — „Нет. Но вот здесь палочек меньше”. А это будет означать, что константность восприятия у крохи еще не сформирована. И что он со своим умением считать до сотни, но неумением понять, что килограмм пуха весит столько же, сколько килограмм железа, будет делать в школе — непонятно.
Третья проблема, которая возникают у маленьких первоклассников — трудности в абстрагировании. Задайте шестилетке задачу: «Мама с сыном пошли собирать грибы. Мама нашла три подберезовика, а сын — два подосиновика. Сколько всего мама и сын собрали грибов?» Смышленый малыш расскажет, как здорово гулять по лесу, вспомнит, как прошлой осенью сам нашел белый… Все это замечательно. Но семилетний ребенок в таком случае просто скажет: «Три плюс два равно пять». Он будет решать эту задачу как учебную. А шестилетний — пока нет.

Второй раз в первый класс

Словом, если уж очень хочется отдать шестилетнее чадо „в ученики” (каждый случай индивидуален, бывают, что дети в шесть лет демонстрируют полную готовность к учебе), проконсультируйтесь со школьным психологом, стоит ли.
Любой специалист расскажет массу случаев, когда „начали учиться в шесть лет и не получилось”. Иногда младшие становятся главными задирами в классе. Иногда превращаются в тихих троечников. Иногда у них по утрам начинает болеть голова. Они не симулируют, чтобы прогулять школу. Просто их организм семафорит амбициозной маме: „Дай передышку!”
Порой и правда приходится давать передышку — забирать ребенка из школы, отдавать обратно в детсад, через год — «первый раз в первый класс, дубль два». А теперь представьте, с каким лицом малыш вернется в садик («Не справился…») и с каким пойдет в сентябре на школьную линейку («Опять это мучение!»).

Примеры из жизни

— Я повела Катю в первый класс, когда ей было чуть больше шести лет, — рассказывает Ирина, — мне казалось, дочка легко справится со школьной программой. Катя хорошо читала, считала, писала, да и в школу очень хотела. Но с самых первых недель что-то не заладилось. Вроде дочка понимает объяснение учителя, выполняет все его требования, но обращает внимание на какую-то ерунду. Вот, например, садится дома за уроки. Если я рядом и постоянно напоминаю: „Катя, пиши!”, „Катя, пиши!” — она пишет. Если отлучусь ненадолго, смотрит в окно или рисует принцесс на обоях. Понимаете, она, даже когда маленькая была, никогда на обоях не рисовала, она знает, что это делать нельзя, но рисует. Меня это беспокоит. Сейчас дочка уже во втором классе, но пока никаких улучшений.
— Это было моей серьезной ошибкой, — признается Елена, мама третьеклассника Виталика, — я отдала Витальку в школу ровно в 6 лет. Во мне взыграла родительская гордость: у подруги сын в шесть лет пошел, а мой что, хуже? Виталик умел читать и писать. Только вот усидчивости у сына не было никакой. Мог посреди урока встать и выйти из класса. Дрался с одноклассниками и отказывался делать уроки. Я видела: сыну очень тяжело. В середине второй четверти забрала его документы из школы и вернула в садик. Психолог подтвердила: Виталик просто был не готов к школьным нагрузкам. На следующий год шли в школу с опаской, но к счастью все обошлось, учиться стало гораздо легче.

Рекомендуем