Жестокость и агрессивность детей была всегда, это не что-то «из разряда вон выходящее», а в определенной мере — этапы здорового развития. Таким образом ребенок учится взаимодействию с окружающим миром, проверяет, что позволено, а что нет, каковы границы других людей, определяет для себя понятия «плохо» и «хорошо».
Однако не всегда итог положительный, бывает, что к подростковому возрасту этот необходимый свод не образовывается. И тому есть несколько причин.
1 Врожденные характеристики
Мы все рождаемся совершенно разными, имеем разный набор качеств нервной системы, отличаемся темпераментами. Некоторые дети уже с самого появления на свет более пугливые, тревожные, боятся нового и не желают быстро идти на контакт.
А другие, наоборот, активные, бесстрашные, отстаивают себя и свое мнение, не желают подчиняться, стремятся быть лидерами всегда и во всем, причем методы реализации этого желания не всегда социально приемлемые. И здесь важнейшую роль играет семейное воспитание.
Дети первого типа редко вырастают нарушителями, они, скорее, наоборот — излишне осторожничают. Им стоит помочь быть более раскованными, показать, что мир — это не опасное место. А вот
Поэтому, если вдруг уже в начальных образовательных учреждениях (сад, школа) на поведение ребенка поступают жалобы, стоит обратить на это внимание, а не отмахиваться. Имеет смысл обратиться к психологу, чтобы выяснить причины.
Возможно, есть СДВГ или другие отклонения в развитии психоэмоциональной сферы, нужна медикаментозная коррекция. Лучше не ждать подросткового возраста, ведь чем позже происходит обращение к специалисту, тем сложнее исправлять проблемы в поведении.
2 Стиль воспитания
К сожалению, многие взрослые считают, что ребенок должен уметь «дать сдачи», «постоять за себя», причем делать это нужно обязательно с применением физической силы. Такие родители доносят до своих детей, что слабость — это позорно и стыдно, а победить другого ребенка с помощью кулаков — почетно.
Естественно, формировать установку, что «драться нельзя» так же вредно, как и установку «давай всегда сдачи».
3 Подростковый возраст
В таком возрасте даже очень послушные и покладистые дети могут вдруг выдать нечто совершенно неожиданное. Это особенность периода развития, когда ребенок пытается перейти во взрослую жизнь, примеривает на себя новые роли. Кроме того, происходит гормональная перестройка, которая также влияет и на самоощущение в целом, и на перепады настроения.
Еще в окружении подростка осуществляется формирование групп, подгрупп и распределение ролей в них. Кому-то повезло — и он стал лидером, к нему прислушиваются, а в отношении другого может даже начаться травля. Причем обычно в буллинге принимают участие все дети группы, чтобы не оказаться на месте «отвергаемого».
4 Протест и оппозиция в поведении
Довольно много подростков начинают бунтовать. Они выступают против правил, ограничений, запретов, причем касающихся любой сферы жизни. Хорошо, если такие оппозиционно-вызывающие поведенческие нарушения касаются только внешнего вида, сленга, музыкальных композиций.
Это довольно легкий уровень, который вряд ли принесет большой урон как обществу, так и самому подростку. Но есть дети, которые в пубертате делают все назло.
Как снизить уровень жестокости
Сегодня общество нацелено на снижение уровня жестокости путем порицания, на равноправие всех, на уважение слабого. Поэтому яркие случаи агрессии запечатлеваются на всевозможные гаджеты, отправляются в социальные сети и получают общественный резонанс.
С одной стороны, это дает возможность их контролировать, вовремя разбираться и предпринимать необходимые меры. Но есть и обратная сторона медали: все подобные происшествия для подростков с девиантным поведением являются своеобразными идеями, как можно заявить о себе.
Вот почему
Психологи в школах, садах, их помощь и внимание — это возможность вовремя отреагировать, увидеть назревающую проблему, пока она еще не вылилась в глобальную. Они могут помочь активному ребенку направить энергию в положительное русло, научить его «сбрасывать» агрессию приемлемыми способами, освоить методики работы с собственными эмоциями.