Во время беременности мы мечтаем, как будем целовать пахучую макушку и любоваться розовыми пяточками. Вот только потом эти пяточки хотят бегать за мячиком в четыре утра, а еще позже вырастают до сорок третьего размера, и их обладатель басит: «Суп не буду, в комнате убирать тоже, дай мне свободу и шаурму». И тебе хочется самоустраниться от бесконечных фейерверков счастливого детства — и кажется, что они спалили все добрые и светлые чувства.
По статистике, около 90% женщин в декрете страдают от эмоционального выгорания
Материнское выгорание особенно тяготит тем, что из пепелища так просто не выбраться: родительство обычно не предполагает перерывов. Но спасаться-то нужно — ради себя и ребенка. Не у всех получается выкарабкаться самостоятельно, но и обратиться за помощью не всегда возможно. Lisa.ru собрала истории трех мам и попросила психотерапевта подсказать, как справляться в разных ситуациях.
Никто меня не понимает
Елена, 37 лет, сыну 4 года
Свекровь приезжала с героическим порывом сварить плов, но успевала возмутиться, что в доме нет белого перца, сообщить, что новая шапка ребенку не подходит, закатить глаза из-за того, что я кормила сына рубленым, а не перемолотым мясом, и закрыть форточку сразу после того, как я открыла. А я так давно не спала, что жила с насквозь пробитой защитой и сил сопротивляться у меня не было. Но зато перестала общаться с подругой, которая сказала: «Ничего не успеваешь? Попробуй взбодриться, сделай зарядку, выйди на пробежку, и силы появятся».
Кстати, соцсети не помогают мамам справиться с изоляцией: живого контакта в них нет, зато поводов поверить, будто все вокруг живут интереснее, — море.
Ничего нельзя
Ольга, 36 лет, сыну 6 лет, дочке 1,5 года
Помню, как стояла у окна с младшей дочкой на руках, смотрела на всех этих свободных людей и страшно завидовала тому, что они могут передвигаться в одиночестве. Я целыми днями только подавляла свои желания. И речь шла не о том, чтобы заказать в баре «Апероль-шприц» и танцевать в платье с блестками. Хотелось хотя бы вымыть посуду или сходить в туалет в гордом одиночестве.
Ничего не происходит
Карина, 39 лет, дочери 12 лет, сыну 2 года
Мои подруги слушали лекции по онлайн-продажам и посещали мастер-классы по фэшн-иллюстрации, учились танцевать танго и бачату. Я оказалась на обочине социума: могла похвастаться тем, что за последние месяцы научилась поднимать упавшую на пол игрушку пальцами ног — так не приходилось наклоняться, держа в руках младшего.
Признаки родительского выгорания
Многие симптомы совпадают с тем, что происходит при других видах истощения: усталость, тревога, безысходность, нарушения сна и аппетита. Но есть признаки, характерные именно для родителей.
- Ты хочешь сбежать подальше от детей и целую неделю отсыпаться в одиночестве. Но уверена, что, если сбежишь или хотя бы немного отдохнешь, без тебя все рухнет.
- А если и позволяешь себе отдохнуть, быть живой, а не вечно идеальной мамой, сгрызаешь себя чувством вины за то, что недостаточно даешь детям.
- Живешь в апатии, делаешь все на автомате: не можешь искренне переживать за детей, откликаться на их проблемы, поддерживаешь разговор большим усилием воли.
- Перестаешь следить за собой, ходишь по дому в футболке с дыркой, потому что все это — тлен.
- Раздражаешься на детей за каждую мелочь. Знаешь, что так нельзя, но не можешь иначе.
Как справиться с проблемой?
Понаблюдай, когда у тебя хорошее настроение и составь список занятий, которые помогают тебе восстановиться.
В разное время может хотеться разного — валяться в кровати, мастерить плюшевых зверей, пойти на лекцию по литературе или выпить лавандовый раф в кофейне, потому что это звучит восхитительно.
Если планировать такие радости не меньше двух раз в неделю, выгорания можно избежать.