Автором концепции «Ребенок, Взрослый и Родитель» является Эрик Берн, который подробно описал поведение и реакции каждой из ролей, для того чтобы люди могли осознанно управлять своими внутренними реакциями, эмоциями, поведением, а значит, своей жизнью и отношениями.
Родитель
Чтобы не путать с позицией Взрослого (о которой поговорим ниже), сразу скажу, что отличительные проявления Родителя — это поведенческие стратегии, которые мы получили от значимых для нас взрослых людей в детстве, когда формировались наши отношения к себе и миру. Это могут быть модели поведения мамы или папы, воспитательницы или учительницы.
Неосознанно проигрывая роль внутреннего родителя в некоторые моменты, мы начинаем во взрослом возрасте относиться к себе так же, как к нам относились в детстве.
Если внутренний Родитель находится в положительном проявлении, то человек:
- умеет заботиться, защищать и одобрять;
- охраняет свои жизненные ценности;
- умеет делать выбор, опирается на свои внутренние ориентиры и установки;
- помогает другим из позиции «старшего»;
- обеспечивает себя и других базовой безопасностью.
Если Родитель внутри «раненый», то человек:
- указывает другим, как жить, постоянно получает и дает непрошеные советы;
- критикует всех и вся (в том числе и себя самого);
- имеет неадекватную самооценку: либо завышенную, либо заниженную, довольно часто одна сменяет другую;
- постоянно ждет одобрения и оценки окружающих.
Ребенок
Роль внутреннего Ребенка эмоциональная и инфантильная. Многие и во взрослом возрасте остаются детьми с эмоциональным поведением, которое усвоили еще в раннем детстве.
Раненый внутренний Ребенок проявляется, когда человек:
- склонен к страхам, обидам и капризам;
- встает в позицию «хочу, не хочу»;
- несамостоятелен в вопросах обеспечения своих базовых потребностей;
- опирается на мнение и советы окружающих;
- угождает, старается заполучить похвалу;
- чувствует неуверенность в себе, нежелание познавать новое;
- проявляет упрямство, злится, спорит.
Положительное проявление внутреннего Ребенка:
- человек очень открыт и живет из состояния «хочу»; занимается любимым делом, творчеством, наслаждается жизнью, умеет принимать нестандартные решения;
- принимает решения, прислушиваясь к интуиции, любит свой внутренний мир;
- умеет дурачиться, флиртовать;
- умеет экологично выражать себя;
- умеет проявлять искреннюю радость, благодарность, эмоциональную легкость.
Гармонично развитые внутренний Родитель и внутренний Ребенок дают основу для успешного во всех сферах жизни развития внутреннего Взрослого.
Взрослый
Положительные качества внутреннего Взрослого:
- умение трезво оценить ситуацию, наличие логического и гибкого мышления;
- наличие навыка организации любых жизненных процессов;
- умение зарабатывать деньги на любимом деле;
- отсутствие неконтролируемых эмоций;
- общение с окружающими из позиции «все равны», с уважением к эмоциям и труду других людей;
- умение находиться в «моменте», не тревожиться о будущем и не сожалеть о прошлом.
Чтобы взрастить в себе Взрослого, нужно признаться себе в тех поведенческих моделях, которые делают нас зависимыми от неконтролируемых эмоций и чувств, когда мы перекладываем ответственность на окружающих нас людей, ситуации и обстоятельства.
Как эти личности взаимодействуют друг с другом
Я надеюсь, что каждый осознает и узнает себя во всех трех ролях, так как каждая из них очень важна для целостности и гармоничного проживания своей жизни.
В роли Ребенка мы умеем наслаждаться, быть легкими и творческими. В лице контролирующего Родителя мы находим покровителя и защитника своих чувств и желаний, можем логически и трезво оценить свои стремления и состояния, обеспечить себе базовые потребности, любить себя и не искать поддержки вовне из нужды.
Иногда нужно и по головке себя погладить, и на массаж отвезти, и наряд новый подарить, можно на творческий мастер-класс отвести, составить грамотное рабочее расписание, сделать график «колеса баланса», чтобы системно закрывать в себе собственные желания и потребности.
Как слышать каждую из этих личностей и быть в гармонии с каждой из них
Нужно задавать себе вопросы, чтобы слышать ответы:
- Что я чувствую сейчас?
- Что я думаю сейчас?
- Что я делаю сейчас?
- Что я хочу сейчас?
Казалось бы, просто, но нет! Я сама забывала эти вопросы и долго еще обращалась к конспекту с этими словами. Очень советую записывать ответы и практиковать это упражнение ежедневно.
Например: Ребенок мечтает, фантазирует, радуется — аж мурашки бегут. Родитель начинает задавать вопросы, «как мне это организовать»? Продумывает рациональный план по осуществлению задуманного.
Взрослый спокойно реализует, радуется и знает, что эта победа его по праву.
Практика на работу с этими тремя личностями
Давай не будем сразу что-то в себе менять, а дадим себе время и место для исследований своих частей. Прекрасный способ — начать вести дневник наблюдений за своими чувствами и реакциями. Кроме того, расскажу об одном из своих любимых методов.
Первым мы берем предмет Взрослого, так как эта роль, к которой мы стремимся как к Мудрецу (вдумчивому, рассудительному), и задаем от его лица вопросы Ребенку: Что ты себе не позволяешь? Как ты хочешь проявиться? Где ты себя ужимаешь? Где напрасно тратишь энергию?
Затем берем предмет Ребенка и начинаем искренне отвечать из его позиции. Далее возьмем предмет Родителя и спросим: Где ты себя подавляешь? Где и как перекладываешь ответственность? За что критикуешь?
Теперь снова берем Взрослого, ощущаем себя в этой роли и начинаем анализировать то, какие установки и мысли мешают нам чувствовать себя гармонично, а какие, напротив, помогают этому.