Источник: здесь и далее Burda Media

Многие ассоциируют эту женщину лишь с поэтом Сергеем Есениным. Но ее жизнь и до его появления была полной интересных, счастливых и трагичных событий.

Бедный «клан» Дункан

Папа не дождался ее рождения: Джозеф Дункан обанкротился и сбежал из провинциального Сан-Франциско, оставив беременную Айседорой жену с тремя детьми на руках. Мама, учительница музыки, чуть было не упала духом, но всю беременность на последние деньги утешала себя устрицами и холодным шампанским. Ребенок родился на удивление здоровым, подвижным и резвым. Через год появилась любимая семейная забава — крошечную девочку ставили на стол, а она двигалась под мелодию, которую ей играли или напевали. «Клан Дункан» — так они себя называли — был очень бедным, но дружным и музыкальным.

Вдохновленная античностью

Когда к 13 годам младшая дочь решила бросить школу, «потому что уже всему научилась», «клан» не стал препятствовать. Девочка всерьез занялась самообразованием, танцами. К 18 будущая звезда сцены изобрела основы своего стиля и поехала на гастроли в Чикаго, где ее ждал первый успех. Айседора не сомневалась, что истинный танец должен рождаться «из духовной потребности выразить внутренние переживания человека». Отказавшись от классического танцевального образования, Дункан училась культуре в целом, читала книги, увлекалась философией, изучала немецкий язык и историю Греции. Ее вдохновляла античность — гармония форм, красота поз, уважение к при роде. Греческим был сценический костюм танцовщицы. Она легко двигалась в хитонах, появляясь на сцене босой и почти обнаженной. Во времена, когда танцующие дамы упаковывались в матовое шелковое трико, это был почти скандал! Критика же замечала, что девушка борется с отжившими формами старого балета.

В 1903 году Айседора Дункан вместе с семьей совершила паломничество в Грецию. Одетые в туники и сандалии, эксцентричные иностранцы вызвали переполох на улицах Афин. Путешественницы построили храм для занятий танцами на холме Капанос. Айседора отобрала 10 мальчиков для хора, который сопровождал пением ее выступления. Потом были Будапешт, Германия, Лондон, Россия. Залы, полные восторженных поклонников, цветы, аплодисменты, влюбленности... Ее называли куртизанкой ХХ века, но главной любовью ее жизни был танец, именно поэтому долго никто не верил, что Айседора способна выйти замуж.

Счастье и трагедия

В 1902-м в Будапеште встреча с молодым актером Оскаром Бережи привела к помолвке. Но Оскар, насытив страсть, решил, что его актерской карьере будет мешать брак с танцовщицей. И юная Айседора вынесла вердикт: брак невозможен, ибо это институт закабаления женщины. Теперь только свободная любовь. Скандал! Она не опускается до быта, вспоминая очередного возлюбленного, историка искусств — Генриха Тоде («Он покорял меня одним лучезарным взором»). Затем в ее жизни занял важное место Гордон Крэг, талантливый театральный постановщик. Но и это счастье не было лучезарным. Крэг метался от одной возлюбленной к другой, разрывался между запутанными финансовыми делами Айседоры и собственным творчеством.

Рождение дочки Дидры не сблизило их. Крэг почти сразу женился на другой, а Айседора опять погрузилась в работу. Три года она была одна, пока однажды к ней в гримерную не пришел статный мужчина. «Парис Юджин Зингер», — представился он. Сын изобретателя швейной машинки дарил ей дорогие подарки и окружал заботой. Родился сын Патрик, и Айседора чувствовала себя почти счастливой. Но Зингер был ревнив, а Айседора не собиралась полностью отказываться от карьеры, от своего принципа жить независимо от мужчины. Очередная ссора с отцом Патрика дала повод танцовщице снова уехать на гастроли.

В 1913 году после поездки в Россию в жизни танцовщицы произошла трагедия: трехлетний Патрик и шестилетняя Дидра погибли в автокатастрофе. Дункан тяжело заболела. От этой утраты она так и не оправилась по-настоящему. Спустя восемь лет Луначарский официально предложил танцовщице открыть школу в Москве, обещая финансовую поддержку. Айседора всерьез готовилась к созданию школы танца: «Хочу, чтобы рабочий класс за все свои лишения, которые он нес годами, получил бы высшую награду, видя своих детей бодрыми и прекрасными». Страна голодала, а Айседора Дункан репетировала с детьми. Ей было 44 года — «божественная босоножка» выглядела едва ли не старше своих лет. Но московская публика была предана ей. Теперь Айседора была вдвойне новатором: она боролась с канонизированными формами балетного академизма и передавала революционный дух эпохи.

Любовь поэта

Вскоре у нее появился один повод, чтобы задержаться в Москве, — Сергей Есенин. Уже через несколько дней после знакомства поэт переехал к ней в особняк, выделенный для танцевальной школы российским правительством. Они официально поженились. Стремительный брак Дункан и Есенина долго считали результатом расчета. Без брака с иностранкой Есенина не выпустили бы за границу. Но многие вспоминали и о силе любви поэта. Временами он выражал бурное обожание своей зрелой жены, она же пыталась заботиться о нем всегда. Впрочем, понимания оба так и не нашли, хотя бы потому, что общались через переводчика. Через год они расстались по его настоянию, а в 1925 году Сергея Есенина не стало.

Айседора пережила мужа на два года. Последним ее возлюбленным стал пианист Виктор Серов. Их сблизила музыка и... Россия. С кем еще было говорить во Франции об этой стране?

Однажды, повязав свой красный шарф, танцовщица отправилась на автомобильную прогулку. Машина тронулась, шарф попал в ось колеса и, затянувшись, сломал ей шею. Голова Айседоры упала на край дверцы...

Сегодня Айседоре Дункан посвящают спектакли и концертные миниатюры, фильмы, выставки и фестивали. Ее исполнительский стиль просматривается во всех направлениях танца. Школа Дункан в России после основания просуществовала еще двадцать с лишним лет.

Подпишись на канал Lisa в Яндекс.Дзен