Знай, что и зачем снимаешь
На первом занятии в своей школе я привожу
Дальше все по накатанной — свидания, свадьба, алтарь, путешествие в Африку. А финал нетривиальный — главная героиня снова с книгой в парке. Значит, показалось, приснилось счастливое будущее. Согласись, перед нами интрига, есть драматический конфликт и почва для размышлений, эффект неожиданной развязки.
Возьмем фильмы Братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» или «Политый поливальщик». В первом — поезд надвигался прямо на зрителей, что вызывало ужас от реалистичности происходящего. Второй — каноническая комедия положений. Да, спустя больше века подобные сюжеты могут показаться простыми, но все это — драматургия и приемы управления зрительским вниманием, ставшие основой основ.
Прежде чем нажать на кнопку, подумай, что и зачем снимаешь. И лучше это задокументировать. Если речь идет о видео,
Стабилизируй устройство и настрой фокус
Съемка от очевидцев экстраординарных событий, скрытая камера или «нервные кадры» как художественный прием. Что объединяет эти случаи? Уместность «трясущихся рук». Но в большинстве случаев фиксация камеры просто необходима.
Даже в соцсети уже
На видео приемы, такие, например, как пролеты и панорамирование, тоже выполняются только в твердой руке. Тут важно поворачивать корпус, делать плавные движения. И не пытайся снять длинное видео одним кадром: к концу рука начнет уставать и затекать.
Продумай композицию кадра
Леонардо да Винчи разработал теорию золотого сечения — на ней основаны законы гармоничной композиции. В случае с видео это не только правила визуального восприятия, заимствованные из классической живописи, но и правильная динамика.
- В первую очередь нужно
определиться с точкой съемки . Например, натюрморт удачнее снимать, перевернув смартфон камерой вниз. Так предметы будут казаться объемнее и ближе. - Второе — продумать
расположение объектов в кадре. Можно разметить точки, к примеру, скотчем на полу. Фон также играет не последнюю роль. Он должен коррелировать с объектом съемки — либо подчеркивать, либо контрастировать. Для натюрмортов и раскладок подходит нейтральный фон, а в видео с танцами или переодеваниями преимуществом станет глубина кадра. Ее создает неоднородная, «объемная» фактура.- Еще советую
убрать все лишние предметы . Это не только «визуальный мусор», отвлекающий во время съемки, но и «неприятные неожиданности», которые обязательно всплывут. Обращай внимание на свет и тени . К примеру, Людмила Марковна Гурченко уделяла большое внимание постановке света на ее лице, помогала режиссерам и операторам найти лучший ракурс.- Не обязательно покупать дорогие осветительные приборы — можно работать и в естественных условиях. Правило: снимай по направлению от источника света. Также хорошим помощником станет
кольцевая лампа , которую можно купить в любом интернет-магазине. Выбор цветовой гаммы тоже лучше сделать «на берегу». Хотя если что, современные приложения для цветокоррекции помогут сделать фото идеальным.
Снимай под монтаж
В случае с видео лучше «семь раз отмерить», то есть
Съемка как пазл: чтобы он сложился, нужны подходящие детали. Продумай логику движения камеры в соответствии с законами зрительского восприятия. Можно использовать прямолинейный прием, когда следующий кадр начинается с того, чем закончился предыдущий.
Альтернатива — ассоциативный монтаж. Например, человек идет по коридору, а следующая склейка — он уже в кабинете у начальника. Мы понимаем, что он туда пришел, открывал дверь, поздоровался. Все это автоматически достраивает наше подсознание.
Такой подход, кстати, эффективен даже при монтаже кулинарных рецептов. Например, не нужно показывать длительный процесс варки, достаточно его просто обозначить. А в ролике с переодеваниями для «маскировки стыков» можно использовать отвлекающие маневры: например, взмах косынкой или движение типа «свайп».
Продумай звуковое решение
Молчаливых видео не бывает. Если подразумеваются реплики — необходимо записать их отчетливо, выбрав для этого место без фонового шума. На совсем продвинутом уровне
Но не для всех видео нужна именно речь. Если ты используешь музыку, учитывай, что это предполагает соответствующий монтаж — попадание в такт и долю. Учись приводить картинку в соответствие с музыкальным рисунком, например, укрупняй кадр «на подъемах» трека, в сильную долю.
Заодно подумай, пригодятся ли тебе