Здесь и далее: freepik.com

Когда покупатель не обязан платить
Когда придется компенсировать ущерб
Что делать продавцу
Куда жаловаться покупателю

Никто из нас не застрахован от собственной неуклюжести — разбить что-нибудь или сломать в магазине случайно может даже самый аккуратный и внимательный человек. Несомненно это очень неприятная ситуация. Тем более что работники торговой точки, как правило, реагируют на это очень нервно. Особенно охранники, уборщицы и продавцы-консультанты в зале. Неудивительно — ведь в случае, если не удастся получить компенсацию с покупателя, стоимость товара, скорее всего, вычтут из их зарплаты. Поэтому они зачастую стараются воспользоваться растерянностью неловкого покупателя и заставить его заплатить по горячим следам. Тогда как по закону он далеко не всегда виновен. Разберемся в том, когда нужно и не нужно платить, если разбила товар в магазине.

Если покупатель разбил товар: когда не обязан платить

Разные случаи ответственности за повреждение товара описываются в Гражданском Кодексе Российской Федерации (ГК РФ). Прежде всего, нужно знать, до какого момента продавец несет ответственность за товар. Это указано очень точно: в то мгновение, когда ты получаешь чек, товар становится твоим. С момента оплаты ты берешь на себя все риски, связанные с его сохранностью. И если через секунду ты уронила предмет на пол, перекладывая его из тележки в пакет, это только твоя проблема.

Но есть случаи, когда ты считаешься невиновной, повредив какую-то вещь еще в торговом зале, — если ты это сделала нечаянно, неумышленно и по вине сотрудников торговой точки (статья 211 ГК РФ). Например:

  • в зале вымыли пол и не поставили табличку. Ты спокойно шла и поскользнулась, выронив хрупкую вещь на пол;
  • ты поместила неустойчивый товар на ленту кассы. Кассир, не глядя, нажала на кнопку, лента двинулась, и предмет упал на пол;
  • протискиваешься в узкий проход между стеллажами (менее предписанных законом 1,4 м), задеваешь товар на полке и роняешь;
  • задеваешь рукой или одеждой тележку, заваленную коробками, или натыкаешься на выстроенную в проходе «башню»;
  • берешь с полки коробку или банку, вынимая ее из неустойчивой конструкции — например, банки поставлены одна на другую. При этом сооружение разваливается и что-то падает на пол.

Кроме того, законодательство на стороне «вандала», если это ребенок. Но только в том случае, когда это несмышленый малыш, не отвечающий за свои действия, и его родители могут доказать, что сделали все возможное, чтобы предотвратить неприятность. Если ущерб довольно велик, возможно, придется отстаивать свою невиновность в порче имущества в суде, опираясь на записи видеокамер и свидетельства очевидцев. Но чаще всего продавцы не стремятся доводить дело до судебного разбирательства — издержки могут обойтись дороже поврежденного товара.

Когда покупатель должен оплачивать разбитый товар

Если наносишь вред чужому имуществу умышленно, ты обязана возместить ущерб владельцу. Об этом говорит статья 1064 ГК РФ. В случае с магазином это касается повреждений как товара, так и витрин, окон, полок и другого торгового оборудования. Вот примеры случаев, когда надо платить, если разбила в магазине товар:

  • покупатель уронил товар в магазине по собственной неосторожности. Например, ты взяла с полки банку с огурцами, и тут зазвонил мобильный. Пытаясь ответить на звонок, ты упустила банку, и она разбилась вдребезги;
  • ты в отличном настроении решила в шутку покрутиться, потанцевать между стеллажами. Или бежала к кассе так быстро, что не вписалась между полками;
  • ты шла по торговому залу, размахивая корзиной во все стороны;
  • бросила ребенка без присмотра, и он что-то уронил или решил покататься на тележке. В этом случае за нанесенный ущерб магазин вправе взыскать деньги с невнимательных родителей;
  • ты слишком эмоционально выясняла с кем-то отношения и толкнула оппонента;
  • ты явно специально повредила товар. Например, швырнула его в стену. В этом случае твоя вина очевидна, и придется заплатить.

Вне зависимости от того, кто виноват в происшедшем, остатки поврежденного товара (если он оплачен и ущерб владельцу компенсирован), покупатель может забрать с собой. Возврат испорченного товара в данном случае, разумеется, невозможен. Важно знать, что сотрудники магазина не имеют права применять к тебе насилие, требовать предъявления документов. Исключается любое принуждение и давление. Они могут только вежливо попросить оплатить ущерб и, в случае отказа, вызвать полицию.

Продавцу: что нужно сделать, если покупатель разбил товар

Если ты являешься собственником поврежденного имущества и уверена в своей правоте, действуй по закону. Вежливо попроси покупателя возместить ущерб. Если он отказывается, предупреди о том, что подашь в суд, и предложи составить акт о порче имущества. Причем, это не «Акт о порче, ломе, бое товарно-материальных ценностей» (ТОРГ–15) в виде таблицы, а документ, который составляется в свободной форме. В разговоре с покупателем подчеркни, что он также заинтересован в подписании такого акта, так как там он может изложить свою версию событий. Привлеки как минимум двух свидетелей, укажи в акте их данные и контакты. Также напиши примерную сумму ущерба. Эта бумага будет одним из твоих аргументов в суде наряду с записью с камер видеонаблюдения.

Покупателю: куда жаловаться

В случае твоей явной невиновности у тебя есть еще один способ воздействия на продавца, который незаконно пытается требовать от тебя возмещения ущерба. Ты можешь пригрозить жалобами. Причем, называй конкретный адресат. На мокрые полы и неустойчивое расположение товара на полках ты вправе пожаловаться в Роспотребнадзор. На чрезмерно узкие проходы между стеллажами и нагромождение коробок — в Государственный пожарный надзор. Такие жалобы означают для магазина внеочередные проверки и, возможно, большие штрафы. Так что это может подействовать, и ситуация разрешится мирно.

Рекомендуем