Мама — Люба, папа — Валько
Дочь своего отца
Неудачные браки, роковая любовь и долгожданное счастье
Наталья Бондарчук — известная советская актриса, режиссер и сценарист. Она родилась в знаменитой семье артистов — Сергея Бондарчука и Инны Макаровой. Несмотря на это, Наталья Сергеевна еще в детстве решила, что будет добиваться всего сама, без протекции родителей.
Многим казалось, что ей всегда все просто доставалось: и в театральный институт она поступила легко, потому что мама и папа замолвили о ней слово, и главные роли ей так же быстро предлагали. Однако только сама Бондарчук знала, какой ценой достались все эти лавры. Ей приходилось трудиться ничуть не меньше, чем детям из обычных семей.
Именно благодаря труду, упорству и любви к искусству она достигла всех тех высот, которые у нее сегодня есть. О том, каким было детство представительницы известной фамилии, как она выбрала актерскую и режиссерскую профессии, в кого была влюблена и из-за кого чуть не свела счеты с жизнью, и кто же стал ее судьбой, — подробнее в нашем материале.
Мама — Люба, папа — Валько
Инна Макарова родилась в Новосибирске и занималась в театральном кружке, где ее однажды заметил Николай Симонов и уговорил поступить во ВГИК. 16-летняя девушка через всю страну отправилась в Алма-Ату, куда во время войны был эвакуирован институт, и была в числе немногих, кого Сергей Герасимов взял на свой курс.
На вступительных экзаменах он поинтересовался, какая у абитуриентки фамилия. Девушка сказала, что Макарова. Режиссер еще немного сомневался и думал, оправдает ли его надежды девушка со звучной фамилией, ведь у его жены была такая же. К счастью, Герасимов и Макарова были в восторге от Инны.
В 1946 году во ВГИКе появился молодой человек, который только недавно демобилизовался и сразу же поехал доучиваться в театральном институте, ведь он ушел на фронт, будучи студентом. Этим молодым человеком был Сергей Бондарчук. Однажды он пришел на урок к Герасимову и увидел, как юная девушка играет Настасью Филипповну в постановке «Идиот». Сергей Федорович был очарован Инной Владимировной.
«Они довольно быстро после знакомства увлеклись друг другом. Папа провожал маму до общежития и максимум, который мог позволить, — поцеловать в щечку. Она была наивным ребенком. Сближались постепенно. Много общались, репетировали много совместно. Например, на экзамене по сцендвижению родители стояли в паре. Папа очень гибкий, и мама тоже. Он изображал укротителя змей, а она — змею. Имели сногсшибательный успех. Потом начались чтения «Молодой гвардии», репетиции. Сначала же был спектакль, и только потом — фильм», — рассказывала Наталья Бондарчук в интервью изданию «7 дней».
Актеры сблизились во время работы над фильмом «Молодая гвардия», где Макаровой досталась роль Любки Шевцовой, а Бондарчуку — Андрея Валько. Тогда актер и сделал своей возлюбленной предложение, они вскоре поженились. Но семейную идиллию нарушила бывшая возлюбленная Бондарчука, которая заявила, что у него родился сын Алеша.
Инна Владимировна настояла, чтобы муж развелся с ней, женился на девушке и дал мальчику свою фамилию. Сергей Федорович так и поступил, но потом во второй раз женился на Инне Владимировной. В 1950 году у пары родилась дочь Наташа.
По признанию дочери артистов, когда она увидела родителей в роли Любки Шевцовой и Андрея Валько, она так и подумала, что мама — это Люба на самом деле, а папа — Валько. Только когда Наталья Сергеевна, подросла, она поняла, что ее родители — известные актеры, которые перевоплощаются в разных героев.
«Я совсем маленькой посмотрела «Молодую гвардию», мама на экране погибала в муках — и тут же ходила рядом живая, цветущая и улыбчивая. И я понимала так: Любка Шевцова хотела стать артисткой, ее помучили фашисты, она поболела, в госпитале полежала, потом выздоровела, поменяла фамилию и пошла во ВГИК поступать. А папа — это Валько, который крошил всех фашистов из пулемета. Я четко знала, что я — ребенок героев, и соответственно одевалась. Напяливала ушанку со звездой, затягивалась военным ремнем, надевала валенки с калошами и шла драться с мальчишками за справедливость», — признавалась Бондарчук в одном из интервью.
Сергей Федорович и Инна Владимировна вскоре развелись. У актера начались отношения с актрисой Ириной Скобцевой, на которой он позже и женился. «Папа бы не ушел, если бы сама мама ему не сказала: «Сережа, нам надо расстаться». После объяснения мама в каком-то обморочном состоянии смотрела на спину уходящего папы, а сам он плакал навзрыд. Так они и расстались…» — объясняла Наталья Сергеевна.
Развод актеров был тяжелым и в первую очередь для их дочери. «Уже в совсем большом возрасте я узнала, что папа все-таки приходил. Но я-то не виделась с отцом пять лет после того, как они расстались. Видимо, мама не хотела, чтобы у меня было больше травм, что вот он приходит и уходит», — вспоминала Бондарчук.
А вот она в то время думала, что папа не хочет ее видеть, и очень переживала из-за их расставания. Известно, что Наталья Сергеевна была настоящей папиной дочкой, ведь пока Инна Владимировна пропадала на съемках, с ней всегда оставался Сергей Федорович. Из-за этих редких встреч у Бондарчук даже появились комплексы, особенно когда в школе просили писать сочинение на тему «Я и моя семья», а также когда на экранах появился фильм «Судьба человека».
Герой Бондарчука нашел сына, а вот Наталья Сергеевна тогда думала, что она, наоборот, потеряла отца. Сергей Федорович даже не подозревал, что дочь собирается идти по его стопам. Уже на выпускном экзамене во ВГИКе отец и дочь наконец-то поговорили по душам, а Сергей Федорович понял, что у него вырос талантливый ребенок.
Дочь своего отца
Изначально Наталья Сергеевна не хотела становиться актрисой: ей казалось, что это не очень благородная профессия. Но гены взяли свое, к тому же в детстве отец часто ставил дома спектакли, главные роли в которых исполняла дочь.
Когда Бондарчук отправилась на вступительные экзамены во ВГИК, Сергей Федорович не знал об этом, а Инна Владимировна волновалась из-за того, что дочь будут сравнивать с известными родителями. На прослушивания пришли и другие дети актеров, но многие из них не прошли, а вот Наталью Сергеевну Герасимов с радостью взял на свой курс.
Кстати, по ее словам, именно режиссер и преподаватель заменил ей отца. А вот с родным папой она наладила отношения уже в более зрелом возрасте. Бондарчук играла главную роль в дипломной постановке «Красное и черное», а в зале сидел ее отец. Именно тогда, после завершения спектакля, они обнялись и заплакали.
В кино актриса начала сниматься еще во время учебы. Изначально она снялась в картине Сергея Герасимова «У озера», а потом мечтала получить главную роль в «Солярисе» Андрея Тарковского. Его ассистенткой была Маша Чугунова, хорошая знакомая Натальи Сергеевны, которую актриса и попросила устроить ей пробы у режиссера.
Андрей Арсеньевич пришел к ним на курс и сразу обратил внимание на Бондарчук, которую и позвал на пробы. Актриса хорошо подготовилась и выучила самую известную сцену, но режиссер заявил, что не возьмет ее.
«Андрей пожал мне руку и говорит: «Ты прекрасно играешь, но я тебя не утверждаю». — «Как?!» — я заплакала. «Да не реви ты, не реви. Ну, понимаешь, посмотри на Баниониса, сколько ему лет и сколько тебе». А мне в то время было девятнадцать, Банионис намного меня старше. Я рыдала, не могла прийти в себя. И Тарковский сказал: «Не плачь! Я тебя подарю». — «Как это — подарите?» — «Своей подруге Ларисе Шепитько, она как раз начинает снимать фильм»», — вспоминала Бондарчук в интервью изданию «7 дней».
Лариса действительно утвердила юную актрису на роль Нади в фильме «Ты и я». Главная героиня из-за неразделенной любви решила свести счеты с жизнью. С Шепитько Бондарчук сдружилась и позже попросила показать отснятый материал Тарковскому, который к тому моменту отчаялся, устав искать актрису на главную роль.
Режиссеру так понравилась Наталья Сергеевна, что он решил обратно забрать свой подарок и без проб утвердил ее на роль Хари. Несмотря на то, что Госкино отказалось показывать «Солярис», так как у руководства было более 30 замечаний, фильм все равно стал успешным.
Его показывали на Каннском кинофестивале, где он получил приз критиков ФИПРЕССИ и Гран-при жюри. Наталья Сергеевна была рада такому успеху, но вот все последующие предложения после такого проекта ее уже мало интересовали. И тогда Бондарчук решила сделать то, о чем мечтала давно.
Она снова поступила во ВГИК к Сергею Герасимову, но уже на режиссерский факультет. Хотя Андрей Тарковский был против ее решения: по его словам, артистов любят все, а вот режиссеров многие ненавидят.
Как бы там ни было, но Наталья Сергеевна исполнила свою мечту: она сняла такие фильмы, как «Бессчастная Матрена», «Любовь и правда Федора Тютчева», «Пушкин: последняя дуэль» и многие другие. Сегодня она также руководит детским театром «Бемби».
Неудачные браки, роковая любовь и долгожданное счастье
Личная жизнь Натальи Бондарчук заслуживает особого внимания. Еще во время учебы в институте Наталья Сергеевна вышла замуж за оператора Элизбара Караваева. Когда актриса начала сниматься в «Солярисе», ее семейная жизнь отошла на второй план, а сама она была в восторге от режиссера Андрея Тарковского, который и сам сблизился с ней.
«Одна аура, одно поле. И если бы он сказал: «Наташ, вот нужно прыгнуть туда-то». Я бы прыгнула. Я не обвиняю Андрея Арсеньевича ни в коем случае. Я настолько перенесла все мое дожитое, прожитое вот в этот момент 19-летия, что, конечно, мы были как одно существо. И когда он протянул мне руку и ее вот так недвусмысленно пожал, потом сказал: «Я не могу без тебя жить». То это была точка с восклицательным знаком», — вспоминала актриса.
Однако Андрей Арсеньевич тоже не был свободен, а от серьезных отношений Бондарчук отговорила Лариса Шепитько, которая понимала, что все это не очень серьезно и быстро закончится. Эти слова были ударом для Бондарчук.
В тот момент все смешалось в ее жизни: и любовь к Тарковскому, и вина перед мужем, и сложные съемки. В итоге от безысходности она, как и ее героиня в фильме «Ты и я», решила наложить на себя руки.
«Да, я пыталась покончить с жизнью… У меня тогда все смешалось. Я страдала синдромом моей героини Хари, которая все время должна видеть любимого. Так же и я должна была все время видеть Тарковского. Как-то в гостях у Ларисы Шепитько Андрей признался мне в любви. Но я понимала — все безысходно… К сожалению, наша профессия сопряжена с огромной опасностью выйти за черту. Потому что когда идет такое напряжение во время съемок, когда тебя накрывает шквал таких чувств, но ты понимаешь, что нет продолжения у этой истории, безысходность ведет к поступкам, за которые можно потом всю жизнь каяться…» — признавалась Наталья Сергеевна.
Вскоре она встретила актера Николая Бурляева, который, увидев ее в «Солярисе» сказал своему другу Василию Ливанову: «Эта женщина будет со мной!». Вместе с ним Бондарчук и поступила на режиссерский факультет и поставила дипломную работу «Пошехонская старина».
У Бурляева и Бондарчук родились сын Иван и дочь Мария. Супруги были вместе 17 лет, но потом приняли решение расстаться. «Мы с ним называли себя «Бурбонами»: Бурляев и Бондарчук, ядерная смесь. Семнадцать лет мы прожили вместе, и каждый год за три. Очень неспокойные были годы, но и очень счастливые…» — пояснила Наталья Сергеевна.
Несмотря на расставание, актеры смогли сохранить дружеские отношения, и сегодня Бондарчук очень гордится тем, что они сумели это сделать.
Третьим мужем Натальи Сергеевны стал режиссер Игорь Днестрянский, с которым она познакомилась в 90-х годах. Супруги вместе уже более 25 лет.
«С Игорем я уверена — меня не предадут, не станут оспаривать то, что ценю, и любят то, что люблю я. У нас могут возникать разногласия по пустякам, мы оба вспыльчивые, но по важным вопросам он всегда будет на моей стороне», — заключает Наталья Бондарчук.