puhhha, dkidpix/Fotolia.com, ShutterStock/Fotodom.ru АЛЕКСАНДР ПЛАТОНОВ/BURDA MEDIA

Термин «космецевтика» появился в 1961 году и ознаменовал появление на рынке косметики с лечебными свойствами. Однако американская организация Food and Drug Administration (FDA) до сих пор не признает ее существования. Нет серьезного научного или промышленного определения таких продуктов и у нас. 

Дело в том, что любое средство с выраженным лечебным действием должно быть зарегистрировано как лекарство. Нужно подтвердить его эффективность, а это сложный и дорогостоящий процесс, который требует клинических исследований. Тратить на него силы и деньги производители косметики обычно не готовы. Тем более что есть куда более простой и дешевый вариант.

pexels.com

В фармацевтике существуют доказанные дозировки активных компонентов. Они действительно лечат: например, убирают последствия акне, высветляют пигментные пятна, укрепляют сосуды кожи и тому подобное. Если снизить эту дозировку до предельно допустимой, получится «почти лекарственный» вариант, который официально перейдет в категорию «косметика». Именно такие средства с высокой концентрацией действующих веществ и называются космецевтикой. 

Важно! Аптечная косметика не только устраняет проблемы кожи. Она работает над тем, чтобы дефекты больше не вернулись

Отсутствие лишних ингредиентов

Не вся продающаяся в аптеке косметика лечебная. Как уже было сказано, космецевтика призвана решать определенные проблемы — успокаивать, заживлять, снижать чувствительность, выравнивать тон. Чем «аптечней» средство, тем меньше в нем дополнительных компонентов — отдушек, красителей и всевозможных улучшайзеров текстуры вроде силиконов. В составе могут быть только компоненты, действие которых научно доказано. Вместо пыльцы единорога и звездных орхидей скучные, но действенные ретинол, витамин С, пептиды, ресвератрол.

pexels.com

В целом, косметологи делят аптечные средства на лечебные — для профилактики кожных заболеваний (экзема, себорея, сыпь) и селективные — то есть, уходовые комплексы, помогающие справиться с обезвоживанием, расширенными порами, жирным блеском или, скажем, с ломкостью волос.

Иногда оба варианта встречаются у одной марки. Например, La Roche-Posay выпускает и базовую увлажняющую  линейку для лица Hydreane, и специализированную серию Redermic с ретинолом и витамином С. Это сильные средства, требующие особой осторожности. Использовать их можно только осенью и зимой и строго в комплекте с кремом с высоким показателем SPF. Иначе пигментация практически неизбежна. 

То же самое касается и косметики для волос. В каталоге Vichy есть лечебные средства Dercos Aminexil против выпадения волос. И вполне нейтральная линия Dercos Nutrients для питания и блеска шевелюры.

Меньше маркетинговых уловок для покупателей

Производители обычных косметических средств, будь то люкс или масс-маркет, привлекают покупателя приятной текстурой, красивой упаковкой, светоотражающими частичками и другими необычными ингредиентами. 

pexels.com

Однако это вовсе не значит, что космецевтика более действенна, чем средства, которые продаются в обычных магазинах.

Подбирается косметологом

Самостоятельно угадать, какие аптечные средства подойдут коже, трудно. Да, космецевтика призвана решать конкретные задачи, но это вовсе не означает, что можно просто скупить всю линейку, помогающую от вашей проблемы. Пенка, тоник, сыворотка и крем с одним и тем же активно действующим веществом — такой мощной атаки кожа может просто не выдержать. В результате вы просто получите дополнительные проблемы. 

pexels.com

Именно поэтому подбирать средства лучше с косметологом, знающим и вашу кожу, и продукцию аптечных марок. Вполне вероятно, что уходовый комплекс в итоге будет собран из разных линеек и даже брендов. Скажем, при лечении акне часто назначают и средства для борьбы с его последствиями — пятнами и рубцами.  

Специалист наверняка предупредит вас о том, что жжение, шелушение и покраснение после пары дней использования космецевтических продуктов — это нормально. Но на всякий случай предупредим: если неприятные ощущения сохраняются в течение недели, значит, средства (или хотя бы одно из них) надо менять. И как можно быстрее.

Важно! В аптечных средствах много высокоэффективных компонентов. В некоторых сыворотках и филлерах концентрация действующих веществ настолько высока, что их рекомендуется использовать курсами —1 раз в 4 месяца

Совет: начните с пробников

Аптечная косметика, вопреки распространенному мнению, не обязательно гипоаллергенна. Конечно, есть линейки, разработанные для суперчувствительной кожи, например Tolerance Extreme у Avene. Но во всех остальных случаях спрогнозировать реакцию не возьмется никто.

pexels.com

Поэтому начинать пользоваться космецевтическими средствами лучше с пробников. Второй вариант: попросить провизора в аптеке нанести капельку средства из тестера на соответствующую зону. Если в течение суток никаких пугающих эффектов не появится, возвращайтесь и смело покупайте. 

Подпишись на канал Lisa в Яндекс.Дзен