Перед тем как давать рекомендации, важно уточнить, что испытывать беспокойство в нынешних реалиях — более чем оправдано.
Однако если человек начинает реагировать на события слишком интенсивно, постоянно подогревать свои переживания и поддаваться массовому психозу, то строить с ним здоровую коммуникацию может быть проблематично, потому что он может:
- отказаться от рабочих обязательств или услуг;
- отправлять эмоциональные сообщения, выдвигая новые условия;
- требовать гарантий;
- выражать возмущение по поводу того, что раньше являлось нормальным;
- «заражать» чувством нарастающей паники окружающих.
Все это, несомненно, вносит деструктив в рабочую атмосферу.
Согласно недавнему исследованию, более 30% опрашиваемых работников компаний обеспокоено повышением уровня стресса, а значит, заинтересовано в том, чтобы тревога не нарастала. Осталось только немного их направить и помочь настроиться на спокойную волну. Итак, что делать, чтобы не дать тревоге захватить всех и усугубить ситуацию?
1 Начни с себя
Позаботиться о своем эмоциональном состоянии — первое, что необходимо сделать. Если у тебя внутри беспокойство, которое ты тщательно скрываешь, в какой-то момент есть риск попасться на крючок тревожности и сорваться.
- спорт;
- свежий воздух;
- общение с друзьями;
- любимое мороженое (или другое лакомство);
- возможность подольше поспать.
И только после того, как мы «перезагрузимся», можно вернуться на работу и продолжить ровную рабочую коммуникацию, избегая бесконечного обсуждения новостей.
Если же клиент сам поднимает подобные темы вне профессионального контекста, мягко объясни свою позицию, что плохие новости и так повсюду, и тебе бы хотелось сосредоточиться на рабочих задачах.
2 Не отрицай реальность
Когда клиент или сотрудник выражает свое беспокойство, очень важно не обесценивать и не отрицать его позицию. Сейчас каждый способен поддаться панике и дать слабину — отнесись к этому с уважением и пониманием. Как лучше не говорить:
- «Всем сейчас плохо»
- «Сколько можно негативить?»
- «Ой, все в порядке, придумали проблему»
Вместо этого можно сказать:
- «Конечно, я понимаю. Многие сейчас обеспокоены»
- «Давайте вместе подумаем, как нам действовать?»
- «Да, вам сейчас непросто. Чем я могу помочь?»
3 Помни, что спокойствие там, где ясность
Рекомендую максимально прояснить ситуацию. Расспроси у клиентов и коллег, чего они опасаются, какие именно у них страхи? О чем они тревожатся больше всего? Что не дает им покоя? Какой исход событий принесет наибольший дискомфорт? Необходимо ли обсудить новые договоренности и условия сотрудничества?
4 Уделяй особое внимание информированию
После того как вы определили пути рабочих задач, необходимо ответственно подойти к предоставлению информации. Да, ты всегда относишься к этому с особым трепетом, но в ситуациях повышенного стресса клиенту или команде будет спокойнее, если они будут знать все.
Цифры, всевозможные варианты развития событий, даты, этапы работы, порядки согласования и любые дополнительные сведения. Обязательно проговори, что ты будешь информировать обо всех предпринимаемых действиях и согласовывать все, что выходит за рамки первоначального плана.
Если сложно предоставить информацию оперативно, можно сказать: «На сегодняшний день мы не располагаем информацией, но внимательно следим за ситуацией и вернемся с ответом в ближайшее время».
-
Не пропустите
5 Создай специальную памятку
И еще несколько простых правил, которые ты можешь добавить в памятку «Как успокоиться в нестабильное время». Повесить на кулер или отправить в чат коллегам? Решай сама, но она точно не будет сегодня лишней. Вот какие советы я предлагаю туда внести:
- Перестать смотреть новости каждые пять минут. Выбрать себе отрезок времени для новостей и соблюдать его. Тщательно выбирать источники информации, которые мы открываем. Проще говоря, соблюдать информационную гигиену.
- Делать дыхательные упражнения. На рабочем месте, в перерыве на кофе или по дороге домой. Иногда нам всем нужно просто глубоко дышать.
- Заняться физическими упражнениями.
- Найти время для йоги или медитации. Все мечтали начать с понедельника, но, кажется, что дальше откладывать уже некуда.
- Сделать что-то для своего удовольствия. Своего! Может, ты хочешь смотреть смешные видео с котятами и лечь спать в девять вечера? Вперед.
Последнее и самое главное: перенести фокус внимания с внешней реальности, в которой мы чувствуем себя бессильными, на ту, которая в нашей власти. Стоит сфокусироваться на том, что зависит от нас здесь и сейчас, что мы можем сделать, что в наших силах.
Последнее правило я настоятельно рекомендую повторять себе на завтрак, обед и ужин.