Источник: freepik.com

Оперное пение — это искусство, которое объединяет в себе вокальное мастерство, актерское исполнение и музыкальное образование. Из нашей статьи ты узнаешь все о профессии Оперный певец: ее особенностях, требованиях, плюсах и минусах. 

Кто такой оперный певец: что входит в обязанности

Опера как жанр искусства возникла в Италии в конце 16 века. Она зародилась на основе синтеза народной песни, пассиона и маскарады. Однако, первые оперные произведения появились намного раньше. Например, в Древней Греции ставились трагедии и комедии, которые можно считать прародителями оперы.

Главный инструмент оперного певца — его голос. Исполнитель должен постоянно совершенствовать и работать над своей вокальной техникой, уметь контролировать интонации и диапазон голоса — подстраивать его под роли и стили музыки. Такой специалист одинаково свободно может петь арии, партии в дуэтах и ансамблях.

Наравне с хорошо поставленным голосом оперный певец обязан в совершенстве владеть актерским мастерством — использовать мимику, жесты и движения, чтобы наиболее точно передавать драматические моменты. Для успешной карьеры оперный певец должен «погружаться» в своих героев — ловить их эмоции, интерпретировать поведение — понимать сюжетную линию.  

Поэтому профессиональные оперные певцы, как актеры театра или кино, тщательно исследуют роли и стараются понять, чем мотивированы их персонажи. 

Какие бывают специализации в опере

Профессия оперный певец: кому подойдет и можно ли освоить с нуля в зрелом возрасте
Источник: личный архив эксперта

«Специализация оперного певца зависит от силы голоса, его тембральной окраски, от темперамента самого певца, его репертуара и типа голоса. Внутри каждого из этих типов голосов если подтипы, их очень много, и раскрыть истинный голос певца — это задача педагога. Ошибки обходятся дорого: если неправильно определить тип голоса, певцу можно испортить карьеру», — отметила Светлана Кирпу.

Женские голоса

  • Сопрано — самый высокий, с диапазоном в три октавы. Сопрано может быть драматическим, лирическим (более мягкий тембр), колоратурным.
  • Меццо-сопрано — полный по звучанию, насыщенный и одновременно мягкий, в котором грудные ноты звучат особенно объемно. 
  • Контральто — самый низкий голос с грудным регистром. Его обладательницам наиболее удачно удаются низкие ноты.

Мужские голоса

  • Контртенор — самый высокий голос. Его обладатели могут исполнять в том числе женские партии.
  • Тенор — голос, который считается вторым по высоте. Такой певец может стать солистом только в случае, если у него будут сильные верхние ноты. Тенор может быть лирическим, баритональным, драматическим.
  • Баритон — средний голос, сильный и яркий, звучащий достаточно легко.
  • Бас — самый низкий голос, с полным и глубоким звучанием. Разновидностями баса считаются бас-кантате, бас-профундо и центральный бас.

Если у оперного певца очень широкий диапазон, он может выбрать специализацию, опираясь на свои музыкальные предпочтения.  

Виды опер

За прошедшие столетия появилось множество различных видов оперы. Вот наиболее интересные из них:

  • Опера-буффа — комедийная и легкая опера, в которой не затрагиваются серьезные темы, а музыкальные номера чередуются с диалогами.
  • Гранд-опера — масштабное действие в несколько актов с большим количеством исполнителей, с оркестром, хором и балетом, костюмами и декорациями.
  • Опера-балет — французский музыкально-театральный жанр, характерный для эпохи барокко, в котором действие раскрывается средствами вокального и хореографического искусств.
  • Романтическая опера — ее сюжеты отличаются мистицизмом и фантастичностью.
  • Лирическая трагедия — монументальная и масштабная героико-трагическая опера с большим количеством инструментальных номеров.
  • Зингшпиль — опера с разговорными диалогами, как правило, комического содержания.

Опера — многогранный жанр, который представляет синтез сразу нескольких видов искусств: литературы, движения, живописи и музыки. На заре становления опера был доступна только знати. Широкая публика получила доступ к такому досугу только в конце 17 века. В те времена опера была не такой, как сейчас — в ней было много речитатива. Но постепенно его вытесняло более плавное исполнение: появлялись новые жанры, направления и даже методы написания оперы. 


Где учиться на оперного певца

Профессия оперный певец: кому подойдет и можно ли освоить с нуля в зрелом возрасте
Источник: freepik.com

Чтобы работать в театре оперным певцом, нужно окончить консерваторию или другой музыкальный вуз. Как правило, в вузах учат не только петь — студенты: 

  • осваивают азы актерского мастерства, искусство танца,
  • изучают английский и итальянский языки (официальный язык оперы),
  • учатся играть на фортепиано,
  • участвуют в студенческих театральных постановках,
  • посещают мастер-классы преподавателей.

В России есть пять консерваторий и вузов, которые считаются наиболее сильными:

  1. Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского. 
  2. Российская академия музыки имени Гнесиных (г. Москва).
  3. Российский государственный институт театрального искусства (г. Москва).
  4. Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова.
  5. Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова.

В консерваториях обучают оперному пению в трех направлениях: вокальное искусство, камерное искусство и музыкальный театр. Обучение длится пять лет, есть возможность продолжить учиться после специалитета — в магистратуре и в ассистентуре.

Стоимость обучения: в Москве и в Петербурге цена доходит до 500 тыс. руб. в год. Бюджетные места есть, но их мало. 

Кому подойдет и не подойдет профессия

Перед тем, как ступить на путь исполнения мечты о профессии оперного певца, важно трезво оценить не только свои возможности и перспективы, но и черты характера.

Профессия совершенно точно не подойдет человеку, который:

  • Не любит классическую музыку, считает ее пресной и скучной.
  • Скептически относится к физической нагрузке и не видит в своей жизни места для нее. Во время пения активно работают не только голосовые связки, но и весь организм. Кроме того, режиссеры могут поставить певцу задачу одновременно петь и танцевать, ну а сами репетиции длятся по несколько часов. 
  • Не готов к жесткому графику работы, в котором не всегда находится место выходным, и к отсутствию горизонтов планирования как минимум на неделю вперед.
  • Не любит учиться и не готов много и упорно работать.
  • Не умеет работать в команде и не готов исправляться.
  • Настроен на стабильность. Предсказуемости от профессии оперного певца, по крайней мере, на старте карьеры, ждать точно не нужно.
Профессия оперный певец: кому подойдет и можно ли освоить с нуля в зрелом возрасте
Источник: freepik.com

Какими качествами должен обладать оперный певец:

  • Артистизм — нужно уметь не просто петь, но и играть персонажей, отражать их эмоции и характер.
  • Упорство — необходимо много учиться, причем, этот процесс не прекращается и после окончания вуза: постоянная работа над голосом, освоение новых техник.
  • Умение работать в команде — важно находить общий язык со всей труппой, с дирижером и режиссером, так как оперный спектакль всегда становится результатом совместной работы.
  • Стрессоустойчивость — артист должен уметь выдерживать высокие нагрузки и даже перегрузки, без которых не обходятся ни репетиции, ни выступления.
  • Умение мыслить творчески — певец должен погружаться не только в саму музыку, но и в ее сюжетные моменты и аспекты.

«Профессия подойдет тем, кто любит сцену и мечтает на ней выступать. В опере просто невозможно «зависнуть» — она предполагает постоянное развитие, изучение новых музыкальных стилей, материалов и даже иностранных языков. Оперные исполнители знакомятся со своими коллегами, режиссерами, расширяя свой круг общения, а гастроли внутри страны и в зарубежные страны дают возможность путешествовать и познавать мир», — отметила Светлана Кирпу.

Как начать карьеру

Профессия оперный певец: кому подойдет и можно ли освоить с нуля в зрелом возрасте
Источник: личный архив эксперта

Вряд ли есть такие первокурсники, которые не мечтают о сольной карьере в Большом театре или в «Ла Скала», о баснословных гонорарах и расписанных на ближайшие десять лет гастролях. Увы, но после завершения учебы начинающие певцы нередко сталкиваются с проблемами в трудоустройстве. 

Конкуренция в этой сфере достаточно жесткая, пусть и не такая, как среди эстрадных исполнителей, но тем не менее. На себе ее в большей степени испытывают певицы с голосом сопрано и певцы с баритоном. На этапе трудоустройства они могут выяснить, что в любимом театре штат уже укомплектован, новые солисты не требуются. И здесь очень важно не опускать руки и не отказываться от мечты — нужно действовать.


Сегодня, в век соцсетей певец может разместить видео со своим исполнением в интернете, отправлять заявки не только в российские, но и в зарубежные театры. Это удобно не только для исполнителя, но и для работодателя, ведь такой способ экономит время. 


Режиссеры нередко обнаруживали талантливых исполнителей в довольно камерной роли на сцене небольшого театра. Кроме того, для молодых оперных певцов существуют молодежные программы для участников в возрасте от 21 до 35 лет. Они проходят конкурс и несколько лет могут учиться у ведущих солистов самых престижных театров страны, посещать мастер-классы, повышать уровень актерского мастерства, пополнять репертуар новыми партиями. 

Список молодежных программ: 

  • Молодежная оперная программа Большого театра.
  • Академия молодых оперных певцов при Мариинском театре.
  • Программа для молодых талантов королевского оперного театра Ковент-Гарден.
  • Британская молодежная оперная программа (Лондон).
  • пятинедельная молодежная программа для оперных певцов «La Musica Lirica» (Новафелтрия, Италия).

Хорошие исполнители, по словам Светланы Кирпу, всегда нужны. Даже если труппа театра переполнена, найдут способ взять на работу нового певца, который обладает действительно хорошими вокальными и актерскими данными, коммуникабельный и ответственный. Кроме того, режиссеры часто нуждаются в определенных типажах, в определенном типе голоса. Поэтому театры и филармонии постоянно ищут новые голоса и имена: ежегодно во всех ведущих театрах проходят прослушивания в хор или на ставку солиста. 

Плюсы и минусы профессии оперного певца

Театр и сцена предлагают артисту нечто большее, чем просто заработок: вдохновение, музыку, яркие эмоции, аплодисменты зрителей и незабываемый драматический опыт. 

У профессии оперного певца есть и неочевидные «подводные камни». В их числе:

  • Высокая конкуренция — путь к успеху может быть тернист и занять не один год.
  • Нестабильность дохода — с этой проблемой сталкиваются и начинающие артисты, и даже опытные. Заработная плата не всегда регулярная.
  • Высокая психологическая и физическая нагрузка — репетиции, выступления сопряжены с напряжением, которое необходимо преодолевать.
  • Проблемы со здоровьем — с учетом высокой нагрузки артист должен с особым вниманием относиться к своему самочувствию, особенно следить за голосовыми связками.
Профессия оперный певец: кому подойдет и можно ли освоить с нуля в зрелом возрасте
Источник: личный архив эксперта

Впрочем, если найти себя в опере все-таки удалось, то все «подводные камни» будут полностью перекрыты преимуществами профессии:

  • Возможности для самовыражения — через исполнение и музыку. Это приносит удовлетворение и удовольствие.
  • Признание — если артист добьется успеха, он может приобрести высокий статус и стать по-настоящему популярным.
  • Возможности для совершенствования — учиться новому оперный певец может практически всю жизнь, и это всегда будет интересно.
  • Путешествия — гастроли открывают артисту весь мир.

В искусство идут люди с огромной любовью в сердце. Разумеется, при выборе профессии важно учитывать и зарплату: финансовая стабильность дает свободу выбора и открывает новые возможности для творчества.

Где работают и сколько зарабатывают оперные певцы

Профессия оперный певец: кому подойдет и можно ли освоить с нуля в зрелом возрасте
Источник: личный архив эксперта

Выпускники консерваторий и музыкальных институтов получают квалификацию «Преподаватель вокала». Кому-то действительно оказывается ближе преподавательская деятельность: выпускник может работать в государственной или частной музыкальной школе. Те, кто обладает предпринимательскими способностями, могут открыть свое дело. 

Солист оперы может зарабатывать от 60 000 до 200 000 рублей в месяц. Дополнительный заработок — гонорары, которые артист получает за участие в фестивалях, концертах и других мероприятиях. Оперные дивы уровня Анны Нетребко за одно выступление могут получить несколько миллионов рублей, а контракты заключаются на десятки миллионов рублей.

Некоторые артисты не ограничивают себя работой в театре. Многие совмещают выступления и репетиции с работой в музыкальных школах в качестве преподавателя — делятся своими знаниями с подрастающим поколением. Кто-то дает сольные концерты в библиотеках и в музеях, поет в церковном хоре.

Светлана Кирпу, например, почти год работала в православном храме певицей на клиросе. По ее словам, это был потрясающий опыт, который она запомнит на всю жизнь. Также оперные певцы часто занимаются волонтерской деятельностью — дают концерты в детских домах, в домах ветеранов, участвуют в благотворительных вечерах.

Можно ли стать оперным певцом после 30

Карьеру оперного певца можно построить в любом возрасте. Светлана Кирпу поступала в колледж искусств в 17 лет, и на одном курсе с ней училась 37-летняя студентка, которая продвигалась и по учебе, и по вокальному развитию намного быстрее молодежи. 

Есть много примеров, когда в театр певцы приходили в возрасте старше 30 лет и были успешны в карьере. Например, Оксана Федорова, российская телеведущая, победительница конкурсов «Мисс Россия» и «Мисс Вселенная», стала оперной певицей после 40 лет. 

Чтобы не тратить 5 лет на учебу в вузе, можно поступить на частные вокальные курсы: научиться владеть голосовым аппаратом и выучить оперные арии. Но карьера оперного певца держится не только на голосе — это еще музыкальная грамотность, в том числе, сольфеджио и музыкальная литература, знание хотя бы базовой грамматики иностранных языков, владение музыкальным инструментом, актерское мастерство и работа с пластикой тела. 

Иными словами, оперное пение — целый комплекс навыков, и их приобретают сначала в колледже, а затем в высших музыкальных учебных заведениях. Курсы же, чаще всего, предлагают ускоренные программы, которые подходят для продвинутых или очень талантливых певцов.

Рекомендуем