Ирина Константиновна была и остается одной из самых красивых и талантливых актрис советского кино. На протяжении 35 лет она была верной спутницей легендарного актера и режиссера Сергея Бондарчука, а сегодня возглавляет эту знаменитую династию. Скобцева и Бондарчук считались образцовой семьей, но им пришлось через многое пройти, чтобы быть вместе.
Рожденная стать легендой
Ирина Константиновна появилась на свет в Туле, на родине Льва Николаевича Толстого. Как позже выяснилось, это было символично, ведь в будущем она перевоплотится в героиню одного из самых известных произведений русского литератора — романа-эпопеи «Война и мир».
«Ясная поляна — это мое детство и моя юность», — говорит артистка.
Скобцева родилась совсем не в актерской семье: ее отец был научным сотрудником Главного управления метеослужбы, а мать — архивариусом. Сама Ирина Константиновна даже не думала об актерской профессии, поэтому, приехав в Москву, поступила в МГУ на исторический факультет и получила искусствоведческое образование.
Однако именно здесь она полюбила театр, участвовала во всех студенческих спектаклях и после окончания учебного заведения отправилась в школу-студию МХАТ на актерский факультет, где ее приняли сразу на третий курс. Кинодебют актрисы состоялся в 1955 году, когда ей было уже 28 лет. Именно Ирину Константиновну режиссер Сергей Юткевич утвердил на главную роль Дездемоны в экранизации произведения Шекспира «Отелло».
Этот фильм принес ей не только всенародную известность, но и помог найти любовь всей ее жизни. Кроме того, на Каннском кинофестивале, где актриса представляла эту картину, она получила звание «Мисс Шарм».
Главная муза Сергея Бондарчука
На съемочной площадке начинающей актрисе пришлось работать с уже популярным советским артистом Сергеем Бондарчуком, с которым у нее завязался роман. Существует много легенд о первой встречи актеров, ведь они увиделись еще задолго до начала съемок фильма. Ирина Константиновна рассказывала, что они познакомились за полтора или даже два года до «Отеллы». Произошло это на троллейбусной остановке возле киностудии имени Горького.
Тогда актрису утвердили в один кинопроект, но она была вынуждена отказаться, так как преподаватели института были против того, чтобы студенты во время учебы снимались. В тот день Скобцева как раз пришла на студию, чтобы заявить создателям фильма о своем решении. Расстроенная, она ждала троллейбус на остановке, в тот момент к ней и подошел Сергей Федорович.
«Мы всю дорогу ехали в троллейбусе, и он охранял мое пространство. Он схватился за поручни, а было жарко и много народа. Я стояла в этом окружении, а он меня охранял. И тут мозги у нас поехали», — вспоминала актриса.
Еще через года Скобцева и Бондарчук встретились на чтении стихов в Академии художеств, а вскоре и на пробах фильма «Отелло». В самом начале их сотрудничество было непростым, ведь Ирину Константиновну готовили к службе в театре, а о киноискусстве она знала гораздо меньше. Тогда Сергей Федорович заявил ей, что кино — это не театр, поэтому ей нужно серьезно подготовиться к началу съемок.
Во время совместной работы над проектом их как будто поразила шаровая молния, как позже называли свои чувства актеры. Кроме того, был еще один случай, настоящий знак, который указывал на то, что они должны быть вместе. Бондарчука и Скобцеву отправили в Ригу, чтобы снять сцену венчания Дездемоны и Отелло.
Сам обряд был тогда не постановочным, а настоящим — по словам актрисы, католический священник мог что-то перепутать, либо съемочная группа специально все подстроила. Как бы там ни было, но после этого таинства Сергей Федорович сказал своей партнерше: «Ну, Скобцева, теперь ты от меня не отвертишься!».
А вот стать мужем и женой официально они смогли только спустя четыре года. Бондарчук был женат на другой актрисе — Инна Макаровой, с которой воспитывал дочь Наталью. В то время Ирину Константиновну даже называли разлучницей, а высшие органы были против развода актера. Надо отметить, что и за плечами Скобцевой был неудачный брак с актером Алексеем Аджубаем, с которым она познакомилась еще во время учебы в МГУ.
К счастью, влюбленные все-таки сделали все возможное, чтобы быть вместе. Все усилия были ненапрасными — актеры прожили вместе 35 лет, и никто не мог их разлучить, кроме смерти Сергея Федоровича. А до этого они вместе успели сняться не в одном фильме, создать не один киношедевр, а также родить двух детей.
Бондарчук после свадьбы сказал своей супруге: «Я буду снимать картины, а ты делать все остальное». Этим всем остальным оказался быт и воспитание детей, хотя актриса успевала совмещать работу и семью. В этом браке у артистов родились дочь и сын, причем дети появились в то время, когда они снимали фильм «Война и мир». Алена родилась в самом начале, а Федор — в самом конце съемок.
Трагедии в жизни актрисы
Работа над этим легендарным проектом давалась режиссеру нелегко — трудности были не только из-за того, что ему приходилось одновременно руководить съемочным процессом и самому быть задействованным в кадре, перевоплощаясь в Пьера Безухова.
«Видела его раза два-три плачущим, не плачущим, а рыдающим. Когда массовка в две тысячи человек, и снимают Кутузова крупным планом, тратят на это целый день. А потом приходит пленка, а там на его лице большими буквами написано «Шосткинский комбинат». Здесь я его видела просто рыдающим. Эти 22 вида пленочного брака измотали Бондарчука вконец», — признавалась Скобцева.
Из-за эмоционального перенапряжение во время съемок Сергей Федорович пережил клиническую смерть, но даже это его не остановило, и он продолжил создавать один из своих шедевров. Его супругу тогда не пускали к нему в больницу три дня, а, когда встреча все-таки состоялась, первым делом он рассказал ей о своем открытии.
«Он ко мне поворачивается и говорит: “Теперь я знаю, как снимать умирающего князя Андрея”», — вспоминает актриса.
В этой же картине снималась и Ирина Константиновна — ей досталась роль Элен Курагиной, на которой по сюжету произведения в первый раз женился Пьер Безухов. В картине есть сцена, где их герои сильно ссорятся, но в жизни у супругов никогда такого не было. По словам Скобцевой, они не повышали друг на друга голос, а о серьезных конфликтах не могло быть и речи.
В 80-х годах супруги вновь пережили удары судьбы: в Советском Союзе творчество Бондарчука было не таким востребованным, зато на Западе его ценили и предложили снять «Тихий Дон». Увы, но при жизни режиссер не увидел премьеру своей работы, только через многие годы Ирине Константиновне и Алене удалось добиться показа картины в нашей стране. В 1994 году Сергей Федорович ушел из жизни после продолжительной болезни, что стало большим ударом для всех членов семьи и в первую очередь для его любимой жены.
«После Сергея Федоровича у меня было плечо Аленушки. Она все впитала от Бондарчука. У нее тоже несладкая жизнь была. Как-то она меня очень поддерживала. Это все от Алены передалось к Феде. Он глава моего дома, моей души, моей жизни», — говорит актриса.
К сожалению, в 2009 году она лишилась и Алениного плеча — дочь Скобцевой и Бондарчука ушла из жизни. На протяжении года она боролась с серьезным заболеванием, но не смогла его победить, как когда-то не смог этого же сделать и ее легендарный отец. Алене Бондарчук было всего 46 лет.
-
Не пропустите
После пережитого горя Ирина Константиновна нашла в себе силы и сыграла в фильме «Золото». Эта картина об истории матери, которая обвиняет себя в трагической судьбе сына. Героиня актрисы произносит слова: «Снимай траур, надо жить дальше». Именно это актриса и продолжает делать, несмотря на все горести.
У Скобцевой и сегодня много планов — она мечтает поставить памятник всем воевавшим кинематографистам. Кроме того, актриса бережно хранит память о своем любимом супруге. Ирина Константиновна посвятила Сергею Федоровичу свою жизнь и осталась ему верной даже после его ухода. «Я служила мужу и служу до сих пор», — заключает актриса.