Свод законов родом из детства
Каждая из нас, хорошенько подумав, сможет найти повторяющиеся события в личной, профессиональной и социальной жизни, которые, словно день сурка, повторяются из раза в раз, как заезженная пластинка. Срабатывает триггер — и мы попадаем в ту же ловушку, реагируем точно так же, как реагировали в другом месте, в других обстоятельствах 5, 10, 20 лет назад... Это и называется сценарием.
Говоря простым языком,
Сценарий бывает жизненный (когда ситуации, места, люди меняются, но мы получаем один и тот же результат, как ни стараемся) и сценарий отношений — когда мы пытаемся построить партнерские отношения с разными мужчинами, но приходим к одному и тому же, зачастую печальному, финалу. В этой статье мы рассмотрим женские сценарии в романтических отношениях.
Мечтала стать королевой, но осталась Золушкой
Сценариям особенно подвержены женщины, потому что на девочку изначально возлагают больше запретов и ожиданий. С детства девочке постоянно напоминают, какой она должна быть. «Девочки так себя не ведут!», «Куда ты полезла, ты же девочка!», «Девочки таким не увлекаются» ...
Как я писала в своей книге «Вызывающая дождь», посвященной детальному разбору женских сценариев и архетипов, социум и семья помещают в голову каждой девочке мысль, что она изначально недостаточно хороша, и ей, чтобы стать успешной и счастливой, нужно постоянно самосовершенствоваться.
Из-за этого девочкам больше, чем мальчикам, присуще острое чувство стыда, гиперответственность за близких, хроническое чувство вины и острое желание соответствовать родительским ожиданиям, что, в конце концов, приводит к укрепляющемуся в психике ребенка сценарию.
В каждом сценарии свой сюжет и своя — порой трагическая — судьба. Русалочка, Снежная Королева, Красная Шапочка, Золушка, Малефисента, Снегурочка, Принцесса на горошине, Разбойница, Герда... Для того чтобы понять, какой сценарий преобладает в твоей жизни, предлагаю несколько приемов сценарного анализа, которые легко освоить самостоятельно. Сценарный анализ ценен тем, что он позволяет найти объяснение замучившему дню сурка, вырваться из лабиринта повторяющихся событий.
За туфелькой (и принцем) через темный лес
Заложенная в детстве сценарная мина замедленного действия может быть бережно извлечена на свет через анализ любимых книг, фильмов, героев. Сядь в тихом месте, отключи гаджеты, сделай несколько глубоких вдохов и медленных выдохов.
Закрой глаза и подумай: какая была твоя самая любимая книга в детстве?
Одну мою клиентку в детстве до глубины души потрясла сказка Андерсена про Русалочку. Трагическая судьба Русалочки буквально засела в ее сердце, не помог пересмотр диснеевской версии с хэппи-эндом. И через много-много лет, находясь уже в терапии со мной, она обнаружила, что каждый раз разыгрывает отношения с мужчиной по сценарию Русалочки: спасает его, становится ему полезной, незаменимым помощником и соратником, а затем отходит на второй план, сдаваясь, а иногда и даже находя своему «принцу» новую счастливую соперницу.
Другая моя клиентка обожала сказку про Лису и Волка: восхищалась лисицей, которая сумела хитростью обвести волка вокруг хвоста. И ей, социальному работнику, несколько раз удавалось в экстренных чрезвычайных ситуациях, напрямую угрожавших ее жизни и здоровью, забалтывать нападавших, выходить сухой из воды, целой и невредимой.
Еще одна моя клиентка — красивая преуспевающая женщина — обожала сказку «Гадкий утенок»: с гордостью она говорила, что вопреки необычайно жестокому обращению с ней увядающей матери, которая постоянно указывала дочери на недостатки ее внешности, моя клиентка сумела расцвести, найти свою стаю, и из забитой, зашуганной, неуклюжей девочки превратиться в прекрасного лебедя.
Оба из ларца
Достаточно ли просто вспомнить любимую сказку и обожаемого персонажа? Нет.
Порой мне встречаются клиентки, которые в одной и той же сказке находят совершенно разные смыслы. Поэтому — самое важное — детали. Одна моя клиентка любила сказку про красавицу и чудовище. Она регулярно находила мужчин-тиранов, всячески заботилась о них, угождала и терпела их выходки в надежде расколдовать, превратить в прекрасных Принцев.
К слову, эта сказка типична для жен алкоголиков, или женщин, выходящих замуж за неудачников. Либо женщин, которые из успешных мужчин делают алкоголиков и неудачников. Как правило, сценарные партнерские отношения базируются на созависимой базе — каждый из участников невольно отыгрывает свою роль: к примеру, если женщина застряла в роли жертвенной Русалочки, то ее партнер, сколько бы она ни положила к его ногам, уйдет, предпочтя иную. Или его выставят за дверь.
Если женщина с детства любит эпизод, где красавица мучается с упрямым чудовищем, любой «Принц» рядом с ней в итоге деградирует. Ведь именно этого от него и ждут!
По щучьему веленью
И тогда Русалочка, которая раньше жертвовала собой, а потом растворялась в морской пучине, становится отважным исследователем, которая бросает принца-неудачника, не способного увидеть широту ее души, красоту и богатство ее сердца, и отправляется покорять новые миры, в новом статусе. Она способна переродиться и стать счастливой.
Тогда Красная шапочка, встретившись с волками в центре мегаполиса, станет отличным кинологом или соберет команду волков и удалится на ферму, где они будут ей служить верой и правдой, охраняя отары овец. Красавица перестанет заниматься чудовищами и обратит внимание на принцев. Снежная Королева — оттает. Принцесса станет Королевой, чьи просьбы супруг будет воспринимать всерьез, и не придется закатывать истерики, как Принцессе.
Герда прекратит самопожертвование и самобичевание, усядется за роман, в котором красочно опишет свои приключения и станет всемирно известной писательницей.
Перепиши свою сказку. Используй свое воображение. Пусть Щука из сказки работает на тебя.