Источник здесь и далее: unsplash.com

На сегодня в России живет более полутора миллионов человек с ВИЧ, и каждый год в среднем регистрируют не менее 50 тысяч новых случаев инфицирования. По словам гинекологов, едва ли не каждая вторая ВИЧ-инфицированная женщина в стране узнает о диагнозе только при постановке на учет в женской консультации, когда забеременеет. При этом в этом материале мы собрали три истории со счастливым концом и комментарий врача-инфекциониста о том, как быть, если у тебя ВИЧ, и ты решили родить ребенка.

1 Наталья: «Я предложила мужу найти себе девушку без ВИЧ»

Я переехала в Москву около пяти лет назад из одной из стран СНГ после развода с мужем. Первое время ни с кем не хотела встречаться — отходила от прошлых отношений, но полтора года назад познакомилась с молодым человеком, он, так же, как и я, хотел семью, поэтому мы не предохранялись. Через некоторое время я забеременела, но на учет встала поздно, потому что у меня заканчивалась московская регистрация и полис ОМС (он действует только пока действует регистрация). Знакомые мне подсказали, как продлить регистрацию, не покидая России, но из-за разбирательств с документами я встала на учет уже где-то на 20-й неделе беременности. Мне, как и всем беременным, назначили кучу анализов, а когда я пришла на прием в следующий раз один из них, как раз на инфекционные заболевания, потерялся. Меня сразу это напрягло, но врач успокоила меня, сказав, что, скорее всего, результаты где-то задерживаются.

Тут нужно сказать, что при постановке на учет моему мужу тоже выдали документ с направлением на анализы, но он решил ничего не сдавать — из-за постоянных командировок по работе ему было тяжело найти время на врачей. Я несколько раз напоминала, но он сказал, что то, что найдут у меня, наверняка есть и у него, и больше мы к этому вопросу не возвращались.

В конце планового приема в марте врач уточнила у меня, сдал ли анализы супруг, я объяснила ситуацию, но врач сказала, что ему обязательно нужно пройти исследование и достала бумажку с моим положительным результатом на ВИЧ. Впоследствии выяснилось, что они были готовы еще 21 января, но получила я их только через два месяца.

Для меня это был сильнейший шок, я приехала домой, дождалась мужа, но не смогла с ним говорить о диагнозе, просто показала выписку из лаборатории. Он тяжело воспринял новость, сначала даже напился, но успокоил меня и сказал, что не бросит ни в коем случае. Утром он сдал анализы в частной лаборатории, и уже к вечеру ему пришел отрицательный результат. Это нас приободрило, я отправилась туда же сдавать кровь повторно, потому что в больнице мне сказали, что у беременных бывают ложноположительные результаты.

На тот момент я была уже на 35-36 неделе беременности. Когда повторный анализ подтвердился, я предложила мужу найти себе девушку без ВИЧ, объявив, что он сможет общаться с нашим ребенком, обещала, что мы будем дружить. Я была растеряна и не представляла, как мы с ним продолжим отношения после рождения малыша, но он сказал, что останется со мной.

Мне сразу же назначили схему антиретровирусной терапии, до родов я пила 11 таблеток за день: шесть утром и пять вечером. Это было тяжело для меня, я даже ставила будильник, чтобы не пропустить прием. Через время меня положили в больницу, выделили отдельную палату, я не знала, кто в курсе моего статуса, поэтому даже не хотела выходить из нее лишний раз, а медсестры упрекали меня, подчеркивая, что некоторые роженицы платят деньги, чтобы лежать отдельно, а мне такая возможность даром досталась. На 38-й неделе я родила ребенка с помощью кесарева сечения. О моем диагнозе по-прежнему не знает никто, кроме мужа, и врач даже помогла мне придумать легенду, объясняющую родным, почему я не кормлю малыша грудью.

2 Александра: «Сначала мне казалось, что жизнь кончена»

Беременность с ВИЧ: 3 реальные истории со счастливым концом

Я узнала о ВИЧ-инфекции на острой стадии, примерно через два месяца после инфицирования. Это были новогодние праздники, у меня около недели держалась сорокаградусная температура, обычную скорую нужно было ждать порядка восьми часов, поэтому я обратилась в частную клинику по ДМС. Меня сразу отправили в СПИД.Центр на Соколиной Горе в Москве, а через неделю врач сообщил, что у меня обнаружили ВИЧ. Сначала мне казалось, что жизнь кончена, потому что о вирусе иммунодефицита я не знала почти ничего, но мой инфекционист быстро привела меня в чувство и убедила, что благодаря современной антиретровирусной терапии ВИЧ из смертельного заболевания стал хроническим, с которым можно жить полноценной жизнью.

Я несколько лет принимала терапию, мне удалось подавить нагрузки с 10 млн копий на мл крови в начале до неопределяемой нагрузки буквально за месяц (неопределяемой принято считать нагрузку ниже 200 копий вируса на мл крови, при этом человек с ВИЧ становится полностью безопасен для партнера и может иметь здоровых детей). За пару лет я перепробовала более десяти схем лечения и в итоге врач подобрал мне терапию из двух таблеток в день, но я бы хотела перейти на схему, где все три компонента заключены в один препарат, надеюсь, это будет возможно, потому что это наиболее удобный вариант.

Ребенок родился здоровым, уже несколько исследований методом ПЦР показали отрицательный результат, и я рассчитываю, что в полтора года мы сможем сняться с учета в Центре СПИД.

3 Виктория: «Гинеколог при осмотре надевала две пары перчаток»

Я не могла забеременеть из-за проблем по гинекологии, сдала анализы, среди которых было исследование на вирус иммунодефицита, и оно показало положительный результат. Мне на тот момент было 20 лет, муж поддержал меня, благодаря этому, наверное, мой мир не разрушился. Через полгода я забеременела, хотя до этого у нас два года не получалось.

Это был 2000 год, тогда еще не было антиретровирусной терапии, то есть были только капельницы, а вот препараты в России появились позднее, году в 2005 где-то. Сейчас я знаю, что у матери и ребенка разный кровоток, и до родов я его инфицировать не могла, а в процессе родов вирусу мешает капельница с противовирусным лекарством. Но тогда я об этом ничего не знала и просто очень хотела малыша. Врачи в Центре СПИД сказали мне, что я могу родить здорового ребенка, и мне было этого достаточно.

Вдохновленная их словами я пришла в женскую консультацию с положительным тестом, где на меня наорали, заявили, что я дура, что я сошла с ума и обязательно инфицирую ребенка. Гинеколог при осмотре надевала две пары перчаток, и у этого отношения в больницах нет срока давности, я знаю много похожих историй, которые происходят и сейчас. Несмотря на это, все девушки с ВИЧ, кого я знаю, родили здоровых детей благодаря лечению.

Так получилось и у меня. Я рожала под капельницей с антиретровирусным препаратом. После родов ребенку примерно до полутора месяцев давали сироп, мы сдали анализы, и все было в порядке, а через полтора года, когда мои антитела на ВИЧ перестали обнаруживать у дочери, ее сняли с учета в Центре СПИД.

Комментарий Екатерины Степановой, врача-инфекциониста H-Cliniс

Беременность с ВИЧ: 3 реальные истории со счастливым концом

Очень хочется, чтобы женщины с ВИЧ во время беременности не сталкивались со стигмой и дискриминацией, особенно от врачей, поэтому я считаю особенно важной работу с акушерами-гинекологами. В России уже около 12 лет существует небольшой образовательный проект для гинекологов женских консультаций, на котором их обучают коммуникации с ВИЧ-положительными пациентками. Мы рекомендуем заранее проговаривать, что берем анализ на антитела к ВИЧ, а также упомянуть, что современная АРВТ-терапия позволяет жить долго и родить ребенка без ВИЧ. К сожалению, в большинстве женских консультаций до сих пор берут кровь, не объясняя, какие именно показатели нас интересуют, поэтому выявление ВИЧ-инфекции для многих оказывается ударом.

Кроме того, во время беременности первичный результат может оказаться ложноположительным — это еще одна причина, почему так важно проконсультировать женщину заблаговременно, а не просто отправить ее в Центр СПИД на дообследование. В своей практике я сталкиваюсь с тем, что для многих врачей сообщить диагноз оказывается не меньшим стрессом. Многие специалисты говорят женщинам что-то типа: «У вас пробирка разбилась, кровь потерялась, сходите в Центр СПИД, сдайте еще раз». И зачастую женщины не доходят, потому что не осознают важности повторной сдачи.

На сегодняшний день профилактика передачи ВИЧ от матери ребенку делится на три этапа:

  1. АРВТ-терапия женщине до родов.
  2. Противовирусная капельница в родах.
  3. Противовирусная профилактика (сироп) новорожденному.

Первый раз анализ на ВИЧ женщина сдает в начале беременности: на 14-й неделе, если у нее положительный анализ на ВИЧ, ее просят снова сдать анализ, уже в Центре СПИД, и параллельно инфекционист подбирает для нее АРВТ-терапию для того, чтобы успеть снизить количество копий вируса в крови до минимального и защитить ребенка от передачи вируса. Современные препараты помогают сделать это очень быстро, бывает достаточно 30 дней. Через месяц производится первый контроль, результаты которого позволяют судить инфекционисту, насколько эффективна терапия.

Итоговый анализ беременная с ВИЧ сдает на 34-36-й неделе: результаты этого исследования становятся рекомендациями, с которыми ее отправляют на роды. Если вирусная нагрузка полностью подавлена и нет других ограничений по здоровью, то женщина рожает естественным способом, если ВИЧ выявили поздно, и лечение не успело снизить количество вируса в крови, то ей рекомендуют кесарево сечение.

Не пропустите

Самое опасное, если женщина получает ВИЧ-инфекцию во время беременности. При этом супруг может быть инфицирован давно, но не передавать вирус. Не каждый незащищенный половой акт приводит к передаче вируса — это как русская рулетка, многое зависит от того, насколько большое количество вируса в крови у супруга. Поэтому так важно, чтобы оба партнера в паре проверялись перед тем, как задумываться о ребенке. Как врач-инфекционист, я очень не люблю рекомендации гинекологов, где они предлагают не использовать беременным презервативы перед родами. Считается, что в сперме содержатся вещества, которые помогают созреванию шейки матки, однако такая «подготовка к родам» может быть опасна с точки зрения передачи инфекций.

Второй этап призван обезопасить от передачи вируса детей тех женщин, которые не знали о своей ВИЧ-инфекции во время беременности.

А вот для рожениц, принимавших терапию до и во время беременности, необходимость второго этапа сейчас обсуждается. Возможно при подавленной вирусной нагрузке нет необходимости в дополнительной профилактике во время родов, однако пока у медиков нет единого мнения на этот счет.

Беременность с ВИЧ: 3 реальные истории со счастливым концом

Сразу после родов у ребенка берут ПЦР-тест на ВИЧ, чтобы проверить, не был ли он инфицирован внутриутробно. Затем ему прописывают сироп с одним антиретровирусным препаратом или тремя — в зависимости от того, была ли подавлена вирусная нагрузка у женщины. Если результаты ПЦР-теста сразу после рождения и при следующем исследовании, в четыре месяца, показывают отрицательный результат, женщина может быть полностью уверена, что ее ребенок здоров, но инфекционисты продолжают его наблюдать, пока из крови малыша полностью не исчезнут материнские антитела к ВИЧ.

До этого момента ребенок стоит на учете, это называется «перинатальный контакт по ВИЧ-инфекции».

По моему опыту женщины с ВИЧ часто ответственнее относятся к беременности, чем женщины без ВИЧ: они планируют и готовятся к рождению ребенка, принимают фолиевую кислоту, йод, лечат анемию, обследуются у гинеколога, делают прививки. Было бы здорово, чтобы у всех женщин появилась привычка сдавать тест на ВИЧ при вступлении в отношения или при планировании беременности. Это позволит принимать осознанные решения. Ведь чем раньше узнать о ВИЧ-инфекции, тем быстрее можно начать лечение. К тому же, если партнер начнет принимать терапию и подавит вирусную нагрузку, то он не будет передавать ВИЧ при сексе, а значит зачатие пройдет без риска и стресса.

Рекомендуем