В 1979 году состоялась премьера культовой картины режиссера Владимира Меньшова. Спустя два года кинолента была удостоена американской премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Многие актеры, сыгравшие в этом фильме, после проката стали настоящими звездами советского кино.
«Друзья и коллеги всячески отговаривали меня от работы над картиной. Мне говорили: «Не надо, Володя, не снимай ты это. Очередная бытовая мелодрама, каких много». Даже жена, Вера, прочитав сценарий, сказала: «Ну и мура!»... Единственное, что привлекло меня в сценарии, — замечательный ход, когда главная героиня Катерина заводит будильник, засыпает в слезах, а просыпается, уже будучи успешной женщиной, будит взрослую дочь. Я даже сначала подумал, что пропустил несколько страниц, но потом меня осенило: это же так похоже на нашу с Верой жизнь. Позже, снимая фильм, я вложил в него весь свой опыт, приобретенный за годы жизни в Москве», — вспоминал режиссер картины.
Вера Алентова — Катя Тихомирова
Вера Валентиновна родилась в семье актеров — ее мать, отец и бабушка служили в театре. Несмотря на это, родители были против, чтобы дочь шла по их стопам, но Алентова втайне продолжала мечтать, как тоже будет выступать на сцене и сниматься в кино.
По настоянию матери она пыталась поступить в медицинский институт, но, провалив экзамены, уговорила отчима устроить ее в местную труппу барнаульского театра. Однако в этот раз ее мечта не сбылась, ведь мама была категорически против актерской карьеры дочери.
Лишь в 1961 году Вера Валентиновна отправилась в Москву и поступила в Школу-студию МХАТ. Во время учебы в университете актриса выступала на сцене родного театра, но после окончания учебного заведения стала действующей артисткой театра имени Пушкина. Если в театре Алентова практически сразу стала получать главные роли, то хорошего кинопроекта ей приходилось еще долго ждать.
Впервые актриса снялась в фильме «Дни летные», а потом на десять лет забыла о кинематографе, сосредоточившись на театре. Настоящий успех к ней пришел лишь в 1979 году после выхода картины «Москва слезам не верит», тогда Алентовой было уже 37 лет. Изначально на роль Кати Тихомировой претендовали другие актрисы — Ирина Купченко и Маргарита Терехова, но они обе отказались. Тогда режиссер фильма Владимир Меньшов и худсовет утвердили Веру Валентиновну.
«Я срывался на ней по каждому поводу. Не хотел, чтобы думали, что Вера получила главную роль по блату. Тем более что это было не так, и Вера победила в честном конкурсе. Мне казалось, что она все делает плохо. Выяснения отношений продолжались и в машине — по дороге домой, и в квартире», — вспоминал Владимир Меньшов.
После выхода киноленты Вера Валентиновна стала настоящей звездой советского кино, а в 1981 году была признана лучшей актрисой года и удостоена Государственной премии СССР. На счету актрисы также участие в таких проектах, как «Время желаний», «Ширли-мырли», «Зависть богов» и многих других. Алентова и сегодня продолжает сниматься в кино, но делает это гораздо реже.
В студенческие годы Вера Валентиновна познакомилась с режиссером и актером Владимиром Меньшовым, за которого вскоре вышла замуж. В 1969 году у них родилась дочь Юлия, но даже это событие не уберегло супругов от разрыва. Когда их ребенок пошел в первый класс, они решили воссоединиться и с тех пор больше не расставались, хотя конфликты и ссоры в их семье, конечно же, были.
Алексей Баталов — Гоша
Алексей Владимирович тоже родился в актерской семье и все детство провел за кулисами Московского Художественного театра, где служили его родители. Баталов с ранних лет был уверен, что его ждет большое актерское будущее, и это чувство его не обмануло.
Впервые он вышел на сцену в 15 лет. Во время войны его с мамой эвакуировали в татарский город Бугульма, где женщина организовала театр и давала представления вместе с сыном и другими артистами. В это же время Алексей Владимирович дебютировал в кино, снявшись в фильме «Зоя».
После войны актер вернулся в столицу, поступил в Школу-студию МХАТ и начал служить в театре, в котором работали его родители и в котором прошло его детство. Еще до участия в создании фильма «Москва слезам не верит» Баталов успел сняться в таких известных картинах, как «Мать», «Летят журавли», «Дама с собачкой» и многих других.
Впрочем, самой главной работой в творческой биографии артиста можно считать киноленту «Москва слезам не верит». Его герой — слесарь Гоша — стал легендарным персонажем советского кино, а сам актер — главным секс-символом своего времени.
«Когда прозвучал первый телефонный звонок из группы Владимира Меньшова, задумавшего съемки фильма «Москва слезам не верит»... Сперва я сразу отказался. И только упрямая увлеченность Меньшова, и стремление тут же увязать все мои трудности с планом съемок решили дело. Кроме того, он замечательно придумал, что Гоша (он же Гога, он же Жора...) — это синтез моих прошлых ролей: помесь физика и рабочего — золотые руки, вроде Журбина. К тому же картина без экспедиций, всего один выезд за город. Моей работе эти съемки не мешали, и я согласился», — признавался артист.
Оказывается, эта роль должна была достаться самому Владимиру Меньшову, на этом настаивал худсовет. Однако режиссер предпочел менее яркую роль в своей картине и позволил Алексею Баталову сыграть одну из ярких ролей. «Он выбрал меня. Чудо!!! Спасибо Володе за бесценный подарок», — говорил актер.
Впервые Алексей Владимирович женился в 18 лет на Ирине Ротовой, которая родила дочь Надю. Ранний брак был непродолжительным, и вскоре на съемках фильма «Большая семья» актер познакомился с циркачкой Гитаной Леонтенко, которая и стала его второй женой. Брак артистов омрачала лишь болезнь их дочери Маши. Девочка во время родов получила травму и осталась инвалидом.
К сожалению, в 2017 году ушел из жизни. Незадолго до этого он сломал шейку бедра, но медики сумели помочь артисту. Однако они призывали его отказаться от курения, так как у Баталова давно были проблемы сосудами.
Юрий Васильев — Рудольф-Родион Рачков
Юрий Николаевич после окончания школы поступил в ГИТИС, который успешно окончил в 1961 году. После учебы он служил в Малом театре, а вот в кино дебютировал, еще будучи студентом последнего курса. Первая картина с участием Васильева — «Ловцы губок». Однако настоящий успех к актеру пришел после выхода фильма «Журналист».
Впрочем, артист всегда был больше увлечен театром и не мечтал о славе киноактера. Лишь в 1970-х годах Юрий Николаевич начинает все больше появляться на экране. В 1979 году Владимир Меньшов пригласил его на одну из главных ролей в картину «Москва слезам не верит».
Васильев был женат на Нелли Корниенко, которая родила ему дочь Екатерину. В 1999 году Юрию Николаевичу было присвоено звание народного артиста, а немного позже он умер от сердечного приступа. Ему было всего 59 лет.
Наталья Вавилова — Александра
Наталья Дмитриевна родилась в семье дипломата и собиралась продолжить династию. Вавиловы жили недалеко от «Мосфильма», и однажды 14-летнюю девушку заметил ассистент режиссера и пригласил ее сниматься в картину «Такие высокие горы». Через несколько лет в школу, в которой училась Наталья Дмитриевна, пришел ассистент Владимира Меньшова, который искал актрису в фильм «Розыгрыш».
От игры юной Вавиловой были все в восторге, кроме родителей, которые запретили ей думать об актерской карьере. Владимир Меньшов в следующем своем проекте «Москва слезам не верит» хотел видеть только Вавилову в роли дочери главной героини. Девушке пришлось тайком ездить на съемочную площадку и скрывать это от родителей.
Впрочем, отец узнал, чем занимается его дочь в свободное время, и не пускал ее на съемки. Проблему решили Алексей Баталов и Владимир Меньшов, которые уговорили строго отца разрешить дочери участвовать в проекте. Позже родители смилостивились и согласились, чтобы Вавилова поступила во ВГИК.
Яркими работами в творческой биографии актрисы также можно считать фильмы «Стервятники на дорогах» и «Дело Сухово-Кобылина». После замужества — Наталья Дмитриевна вышла замуж за режиссера Самвела Гаспарова — она посвятила себя дому и любимому супругу. Детей у известной четы нет, а в прошлом году стало известно, что Гаспарова диагностировали тяжелое заболевание. В конце мая этого года 81-летний режиссер умер от коронавирусной инфекции.
Ирина Муравьева — Людмила Свиридова
Ирина Вадимовна с ранних лет любила театр и кино и участвовала во всех школьных концертах и постановках. После окончания школы она, не раздумывая, решила поступать во все столичные театральные институты. Но ее ждало горькое разочарование — ни в одно из учебных заведений ее не приняли, а в Щукинском училище даже посоветовали забыть о сцене и кино и выбрать другую профессию.
Однако Муравьева не опустила руки и спустя год вновь пришла на вступительные, но получила тот же ответ. Тогда она решила обучаться в драматической студии при Центральном детском театре, а позже все-таки поступила в ГИТИС.
Кинодебют актрисы состоялся в 1965 году — она снялась в массовке фильма «Дети Дон Кихота». Настоящая слава к актрисе пришла после выхода фильма «Москва слезам не верит», где ей досталась одна из главных ролей. Несмотря на то, что роль Людмилы Свиридовой помогла актрисе стать популярной, она долго сожалела, что вообще согласилась сниматься.
«Помню, она сетовала: “Эта Людмила — грубая, пошлая женщина... И теперь все будут думать, что и я такая же”. Я пытался успокоить Иру: “А в чем ее пошлость? Ну, дерется с мужем, ну, курит, всеми командует — женщина как женщина...” — “Да, возможно, и во мне есть что-то от Людмилы, — соглашалась Ира. — Но я себя такой не люблю”, — рассказывал Геннадий Печников, друг и учитель артистки.
После этого проекта многие режиссеры желали работать с Ириной Вадимовной: в 1981 году она играет в легендарной картине «Карнавал», вскоре появляются такие киноленты, как «Самая обаятельная и привлекательная», «Год теленка», «Руки вверх» и многие другие.
В 1975 году Ирина Вадимовна вышла замуж за режиссера Леонида Эйдлина, в этом браки родилось двое сыновей — Даниил и Евгений. В 2014 году не стало любимого мужа народной артистки.
Раиса Рязанова — Антонина Буянова
Раиса Ивановна после окончания музыкально-педагогического училища работала в музыкальной школе, но постоянно грезила о театре и о том, как она сыграет на сцене роль Джульетты. Вскоре она осуществила свою мечту и поступила в ГИТИС, роль шекспировской героини ей, к сожалению, сыграть не удалось, зато после института она была востребованной актрисой кино.
Первая роль артистки была сразу главной — она сыграла Гулю Королеву в одноименном фильме. Когда Владимир Меньшов искал актрису на роль Антонины, он выбирал между Раисой Рязановой и Ниной Руслановой, но остановил свой выбор на первой, так как именно она лучше всего сыграла на пробах.
«Наши съемочные дни проходили просто замечательно. Меньшов-то по профессии актер, да еще и сценарий переписал сильно. Он отлично понимал, что нужно для нас-актеров прежде всего. Но и вольницы, по сути, не было. Все четко по сценарию. Просто Владимир Валентинович это делал как-то без давления, не сбивая настроя. Мы не работали – мы жили на площадке. Работать было очень комфортно», — вспоминала о съемках Раиса Ивановна.
Рязанова снимается в кино и сегодня: последние ее работы — фильмы «Паромщица», «Желтый глаз тигра», «Кукушка» и другие.
Личная жизнь актрисы складывалась менее удачно, чем ее карьера. На втором курсе она вышла замуж за актера Юрия Перова, от которого родила сына Данилу. Супруги развелись, когда Раиса Ивановна встретила другого мужчину, режиссера Юрия Григорьева. Она признавалась, что он был самой большой любовью в ее жизни, но его женой актриса так и не стала.
В январе этого года Раиса Рязанова пережила трагедию — ушел из жизни ее сын Данила. У 51-летнего актера оторвался тромб.