Источник: кадр из фильма «Москва слезам не верит»

Некоторые, насмотревшись кино, пытаются построить отношения, ровно как в нем, в реальной жизни. Зачастую такие попытки заканчиваются неудачей. Вредные стереотипы в таких картинах разобрала психолог.

Любовные и мелодрамы воспитали целое поколение людей-романтиков, которые искренне верят: то, что показывают на экране, возможно в реальной жизни. Однако, если взглянуть на фильмы под другим углом, мы увидим, что такие отношения искусственные и в обыденности привели бы к расставанию или другим серьезным психологическим последствиям.

1 Секс в большом городе (первый фильм, 2008 г.)

5 фильмов, которые врут нам про чувства и отношения
кадр из фильма «Секс в большом городе»

Детская любовь двух сорокалетних людей.

Герои нашумевшего сериала подошли к рубежу 40 лет. Главная героиня Кэрри, которая 10 лет ждала мужчину своей мечты, наконец-то выбирает с ним квартиру. Кажется, что оба счастливы, пока отношения не касаются юридических вопросов. Состоятельный мистер Биг делает широкий жест и покупает для Кэрри квартиру, но оформляет ее на себя.

Брэдшоу, которая, как мы помним по сериалу, никогда не умела обращаться с деньгами, понимает, что в критической ситуации может остаться не у дел. Поэтому решается на «взрослый» шаг: продает свою квартиру и вкладывается в общую собственность.

В один из вечеров за приготовлением ужина Кэрри и Биг приходят к мысли, что им нужно пожениться. Решение принимается спонтанно, как бы между прочим.

В начале фильма их отношения больше похожи на отношения отца и дочери. Она хочет конфетку — он ее покупает, хочет свадьбу — он соглашается. Но когда наступает момент Х (вечеринка перед свадьбой), Биг из взрослого состоявшегося мужчины регрессирует в подростка. Он не может сказать, что не хочет пышной свадьбы, не делится своими страхами и тревогами. Кэрри в этот момент пребывает в сказочной эйфории и не замечает, что происходит с мужчиной ее мечты. Главная задача — выйти замуж.

Когда жених сбегает со свадьбы, Кэрри впадает в отчаяние: начинает винить во всем мужчин, а потом и свою подругу, которая на предсвадебном вечере сказала жениху, что брак — это ошибка. Нам показывают искусственную причину — мужчина передумал жениться из-за случайно оброненной фразы. Странно, что к его возрасту и после двух разводов он не смог сформировать собственного мнения.

В итоге через год они мирятся, играют тихую свадьбу и вроде бы, все счастливы. К сожалению, нам не показали детально, как их личности развивались в течение этого периода. Если бы они оба работали над отношениями, выстраивали внутренние опоры, чтобы принять ответственность, которую предполагает семейная жизнь, то счастливый конец в этом фильме был бы логичен. Нам лишь показывают, как к психологу ходят Миранда и Стив. И если Кэрри и Биг не проработали свои прошлые сценарии, то можно говорить о том, что их брак будет далеко не столь радужным. Ведь семья предполагает отношения двух равноправных взрослых партнеров, а Брэдшоу и мужчина ее мечты скорее похожи на подростков, которые в любовной эйфории надеются, что проблемы разрешатся сами собой.

2 Красотка

5 фильмов, которые врут нам про чувства и отношения
кадр из фильма «Красотка»

Отношения тирана-жертвы и тирана-спасателя.

Романтический фильм, который начинается с фразы: «Что не говорите, а в жизни главное — деньги». На самом деле он не о большой любви, а о попытках тирана-жертвы (Вивьен) решить свои проблемы за счет тирана-спасателя (Эдварда).

С первых минут знакомства главная героиня начинает манипулировать богатым мужчиной, который оказался беспомощным за рулем рядом с местом работы проституток. Вивьен, которая уже длительное время стоит на улице, понимает, что может заработать в этой ситуации. Воспользовавшись беспомощностью героя, она начинает нарушать его физические и моральные границы, вызывает в нем чувство стыда перед окружающими. Параллельно с этим задает личные вопросы, чтобы лучше понять, кто перед ней.

На следующий день в отеле, когда Эдвард уже не был столь беспомощным, она резко меняет тактику: из тирана переходит в роль жертвы, чтобы богатый и благородный мужчина ее спас.

Фильм демонстрирует множество манипулятивных техник: от игры в «несчастную и оскорбленную» до «внимательной и принимающей». У Эдварда всегда были проблемы с эмоциональным выражением чувств, поэтому Вивьен для него — диковинный зверь, который завораживает. В итоге женщина выбирает роль жертвы, чтобы мужчина чувствовал, что он главный и что-то решает. Но по сути управляет этими отношениями только она.

К сожалению, в реальной жизни счастье длилось бы недолго. В одной из сцен нарцисс Эдвард просыпается и напоминает Вивьен, что она — проститутка. Между ними возникает ссора. Их совместная жизнь была бы похожа на этот момент: мужчина никогда бы не забыл, чем она занималась до их встречи, и не смог бы вынести осуждение общественности. Поэтому, получив бы максимальное количество денег, Вивьен испарилась бы из его жизни как можно быстрее.

3 3 метра над уровнем неба

5 фильмов, которые врут нам про чувства и отношения
кадр из фильма «3 метра над уровнем неба»

История любви девочки-отличницы и уличного хулигана-агрессора.

Главный герой Аче — безработный хулиган, вор и агрессор, который живет со взрослым братом и промышляет разбоем. Баби — девушка из богатой семьи с «синдромом отличника», который она получила благодаря воспитанию матери-агрессора.

С первых сцен знакомства главный герой показывает свою истинную суть: оскорбляет и унижает Баби. А когда узнает, что она дает показания против него в суде, открыто заявляет, что влюбит в себя девушку, чтобы избежать наказания. И ему это удалось. Баби привыкла, что ей нужно быть хорошей, чтобы заслужить любовь матери. При встрече с хулиганом, который отталкивает ее, сценарий повторяется, она пытается заслужить любовь агрессора.

Мы видим, что герои — кардинально противоположные личности, и в течение фильма они не меняются. Баби продолжает спасать всех вокруг, чтобы ее «погладили по голове» и дали любовь, а Аче — силой и наглостью берет то, что считает нужным.

После того, как Аче поднял руку, у Баби включается инстинкт самосохранения. Ведь в приступе ярости он мог бы ее убить. Только это помогает ей вовремя одуматься и разорвать отношения. В противном случае, девушка всю жизнь прожила бы с агрессором, пытаясь спасти Аче от его же жизни (классическое «ради нашей любви он изменится»), а он бы периодически бил ее и оскорблял, когда ему надоедало бы это спасение.

В этом фильме логичный конец (хотя, есть еще 2-я часть), но тем не менее сам сюжет демонстрирует нам вредные стереотипы и миф о том, что любовь жертвы и агрессора может быть красивой и романтичной. В реальной жизни это не так. Такие отношения могут закончится не просто расставанием, а привести к печальным физическим и психологическим последствиям.

4 Москва слезам не верит

5 фильмов, которые врут нам про чувства и отношения
кадр из фильма «Москва слезам не верит»

Отношения женщины-карьеристки и нарцисса.

В фильме несколько сюжетных линий, мы рассмотрим отношения директора предприятия Катерины и слесаря Гоши.

Героиня, построив шикарную карьеру, так и не смогла почувствовать себя просто женщиной. Но вот она встречает мужчину и надеется, что будет счастлива. Он же оказывается несостоявшимся в карьере нарциссом, который привык через эмоциональную и физическую силу добиваться своего. Гоша ищет «зеркало», в отражении которого сможет сиять. Это хорошо показано в сцене с выездом на шашлык: друзья хвалили его, и он чувствовал себя королем. Попав же на территорию Кати, герой ощутил себя на «нижнем» уровне, поэтому сразу начал нападать и нарушать ее границы, чтобы показать «кто тут главный».

Героиня, которая одна воспитывала дочь, училась по ночам, строила карьеру на заводе, легко ведется на эту «силу», надеясь почувствовать себя слабой женщиной. Позволяет хозяйничать в своем доме, нарушать планы на выходные, встревать в воспитание ребенка.

В конце фильма Гоша узнает, что Катя — не простой инженер, а директор, и применяет главную манипуляцию: «ты меня обманула», чтобы вызвать у женщины чувство вины, а также дать ей понять, насколько сильно она зависит от него. Сложно представить, что герой не подозревал об успешной карьере героини, ведь он знал, что у нее есть автомобиль и собственная квартира. Рассерженный мужчина исчезает, но все же его находят друзья Кати (он был в запое), и он возвращается.

К сожалению, по такому сценарию построены многие отношения, и их нельзя назвать здоровыми. Вопрос: счастливы ли они? Гоша вряд ли построит карьеру, а Катя вряд ли сможет полноценно почувствовать себя женщиной. Скорее всего, она лишь приобрела в своей жизни еще одного нахлебника, который будет устраивать ей скандалы, когда что-то ему не нравится, и периодически уходить в запой. Этого ли так долго ждала Катя?

5 Осень в Нью-Йорке

5 фильмов, которые врут нам про чувства и отношения
кадр из фильма «Осень в Нью-Йорке»

И вновь отношения тирана-спасателя и тирана-жертвы.

И вновь за трагической историей любви скрываются созависимые отношения тирана-спасателя (Уилла) и тирана-жертвы (Шарлотты).

Самовлюбленный ловелас Уилл Кейн без объяснения причин бросает свою девушку и сразу пускается в поиски нового мимолетного романа. Ему не нужна ответственность, он хочет оставаться свободным. Поэтому когда встречает Шарлотту, заводит с ней отношения, которые изначально не должны были ни к чему привести.

Весь их роман строится вокруг болезни Шарлотты. И вот уже тиран, который привык только пользоваться женщинами и подавлять их, превращается в героя-спасателя, готового на все, лишь бы реализовать свой потенциал. По факту он хочет спасти ее, чтобы показать себе и окружающим, какой он молодец.

Шарлотта же играет роль тирана-жертвы, которая иногда наступает на границы Уилла: напоминает ему о своей болезни, когда это выгодно.

Были бы они вместе, если бы не было у нее смертельной болезни? Скорее всего, Уилл расстался бы с ней после первой ссоры. Остались бы они вместе, если бы операция прошла успешна? Не факт. Эти отношения построены на созависимости между смертельно-больной жертвой и самовлюбленным спасателем. Если бы один из них вышел из этой роли, вероятнее всего, они бы расстались.

Все это не говорит о том, что ромкомы не стоит смотреть. Главное — мыслить критически и не пытаться копировать поведение героев с экрана.

Рекомендуем