Женщина счастлива, когда у нее есть три своих человека: свой парикмахер, свой стоматолог и свой гинеколог.
Свой гинеколог (не умаляя важности парикмахера и стоматолога) — это и правда счастье. Жаль, дается оно не каждому. Или каждому, но не сразу. В любом случае, к первой беременности мама может прийти вооруженная знаниями, страхами, вопросами… Но без «своего» гинеколога. То есть врач-то у нее есть. И вроде неплохой. Но не орел (даже если врач — женщина).
Мы ведь тоже не идеальные менеджеры и учителя. Идеальные? Хорошо, мы — идеальные, а вот коллеги наши — нет. Поэтому и врачу можно простить некоторое несовпадение с эталоном. Главное, чтобы это несовпадение не отражалось на наших нервах.
Врач-молчун
Его пациентки выходят из кабинета в состоянии, близком к «доктор, что со мной?!» По лицу врача невозможно понять, что происходит в организме женщины. То, что беременность есть, будущая мама знает и сама, но хотелось бы деталей, подробностей. Как развивается малыш, что делать с токсикозом, в норме ли гемоглобин?
Однако врач считает себя не гугл-картой и «приближать» информацию о беременности будущей маме не спешит. В карточку что-то пишет, сам своим мыслям кивает, а мама… ну, что мама? Выносит и родит. Таков его прогноз.
Как правило, молчуны — отличные специалисты. Им действительно интересна медицина, они не «проглядят» сложный случай, а порой буквально «чувствуют» пациентов руками. Просто они интроверты и им тяжело говорить.
Есть люди, которым трудно излагать свои мысли на письме. А этим людям тяжело вслух. Особенно когда они сосредоточены на чем-то более важном. Например, на здоровье будущей мамы.
Причем будущая мама не то чтобы не пытается узнать. Она спрашивает. И врач, будучи человеком, не лишенным норм приличия, отвечает. Но лучше бы не отвечал.
Что делать?
Во-первых, смириться с тем, что молчун никогда не станет болтуном. Во-вторых, искать альтернативные способы коммуникации. Мы ведь общаемся не только устно, но и письменно. Перед визитом к врачу заготовьте список вопросов. А потом, во время осмотра, скажите:
— Мария Ивановна, я себе вопросы написала, чтобы не забыть. А можно я вам прямо на листочке их отдам?
Врач будет вам благодарен больше, чем предыдущей пациентке, которая притащила ему на прием коробку конфет. Потому что вы перейдете на его уровень общения. Ему гораздо проще видеть мир буквами и ощущениями (как правило, те, кто плохо говорит, и устную речь воспринимают тяжелее). Может быть, он ответит вам устно. А может даже, рядом с некоторыми вопросами напишет свои рекомендации. Ему так будет проще. Да и вам тоже (при условии, что почерк врача не соперничает по сложности с учебником криптографии).
Если же приходится общаться устно, задавайте вопросы максимально короткие и точные.
И доброжелательно, но настойчиво уточняйте подробности до тех пор, пока не получите исчерпывающую информацию. Да, врачу трудно разговаривать. Но уж точно не сложнее, чем вам — рожать.
Врач-пофигист
Есть только одна проблема — на приеме вы так весело и мило общаетесь про моду, стиль и мир во всем мире, что о вашей беременности речь заходит как-то вскользь. Что-то вроде: «Ах, так я чего пришла-то! Я же беременная!» — «Да? Ну давайте уж посмотрим заодно, раз пришли».
Словом, душевный комфорт вам врач-пофигист обеспечит, а качественный осмотр не гарантирует.
Что делать?
Переспрашивать. Очень велик соблазн обрадоваться словам врача «У вас все прекрасно!» — и упорхнуть из кабинета (насколько позволяет порхать увеличившийся животик). Но все-таки, если вы пришли к гинекологу с сомнениями, расскажите о них. И в ответ на «в этом нет ничего страшного» спросите: «А почему тогда у меня появились эти симптомы? Страшного нет, а что есть? А может быть, вы направите меня на анализ? Мне хочется знать точно».
— Мы с ней дружим до сих пор, — рассказывает Мария, мама двухлетней дочки. — Она молодой врач. На первом же приеме мы поняли, что нам очень весело вместе. Так всю мою беременность и прохохотали. Но к осмотру она относилась поверхностно. Хотелось более вдумчивых советов.
Побудьте занудой — в вашем положении это простительно. Ну а если вам неловко так «наседать» на душку-доктора, посмейтесь над собой: «Я такая тревожная, мне везде монстры мерещатся. Пожалуйста, дайте им направление на анализ!» Смеяться-то смейтесь, но без направления из кабинета не выходите.
Врач-бегемот
— Что-то я вижу плохо. Заячья губа, что ли у него? — опытная «узистка» водит сканером по круглому животу молоденькой беременной. — Похоже, да. Или нет?
Вряд ли будущая мама забудет те минуты, когда врач подозревала у ее сына расщелину губы. И нервных клеток ей это исследование сожгло немало. А опытный врач даже не заметила, что бормотала мысли вслух. Или заметила, но не придала этому значения. Подумаешь, какие нежные тут разлеглись!
Они ведь и правда бывают опытные и грамотные, эти «врачи-бегемоты». Но совершенно не чувствуют, что имеют дело не только с беременностью, но и с женщиной, которая эту беременность носит. Такие врачи называют будущих мам противным словом «женьщина-а-а». Как правило, врачи-бегемоты — люди в возрасте. Они хорошо помнят советскую медицину, в которой нужно было работать только с самой болезнью и игнорировать пациента как личность.
Что делать?
Отключать эмоции. Сейчас вам выдадут набор цифр и фактов. В процессе он будет меняться, точная информация появится к концу приема, а все, что происходит в процессе — это обычное решение уравнения.
Если «выключить эмоции» не получается, постарайся дать понять врачу, что перед ним сидит живой человек, а не «ходячая беременность».
Говорите о личном (по чуть-чуть, очень дозированно). А лучше задавайте гинекологу-бегемоту вопросы, которые покажут, что он сам вам интересен. И не как врач, а как человек.
Врач-«тревожная кнопка»
Врач-перестраховщик всегда боится. Он бдительно стоит на страже вашего здоровья и готов подозревать вас во всех осложнениях, какие только бывают (и в паре ни разу доселе не встречавшихся). И вам вроде бы спокойно, что Марь Иванна уж точно ничего не пропустит, но каждый ваш визит к гинекологу заканчивается нервной дрожью. Потому что слышать, будто у вас есть опасность возникновения пятнадцати заболеваний и развития двадцати инфекций — не лучшее развлечение для беременной женщины.
Ну и анализы, опять же. Он же не просто подозревает, а отправляет на анализы, исследования, кардиограммы. А это время, нервы, деньги.
И ведь не уйдешь! Ведь правда спокойно с таким гинекологом. Только очень тревожно.
— Я буквально металась: уходить или не уходить к другому врачу, — рассказывает Наиля, мама годовалого сына, — но в какой-то момент поняла, что просто буду воспринимать своего гинеколога как антивирус. Когда мы включаем его в компьютере, он же тоже тестирует все системы, что-то там нам пишет… И мы же не хватаемся за голову, когда он сообщает, что переходит от проверки одного блока к проверке другого. Вот и моя гинеколог такая же: она, как антивирус, каждый раз тестировала меня по всем параметрам. И подробно рассказывала, где и какие есть отклонения. Да, рассказывала не только подробно, но и эмоционально, но ее эмоции я научилась отключать. И принимала к сведению только голые факты.
Что делать?
Наиля права — входя в кабинет «тревожной кнопки», нужно оставлять за дверью все эмоции. Являться врачу в сиянии чистого разума. И переспрашивать:
— А этот анализ для чего нужен? А если я его не сдам, что будет? А какова вероятность того, что это будет? А превышение верхнего показателя на одну единицу — насколько это критично?
Спокойные вопросы побуждают врача оперировать фактами, охлаждают его эмоциональный пыл. Вы увидите ситуацию не в облаке вздохов, а такой, какая она есть. Ну и главное — порадуйтесь, что врач так сильно переживает за вас.
— Моя гинеколог интересовалась не только протеканием беременности, — рассказывает Анастасия, мама трехлетнего сына, — она тщательно исследовала все системы моего организма. О некоторых проблемах со здоровьем я и не подозревала. Я нервничала и даже хотела сменить врача... Но постепенно как-то привыкла, а потом даже была благодарна за такую супервнимательность.
Врач-«хам трамвайный»
Что делать?
Уходить! Можно даже написав жалобу главврачу. К счастью, хамов среди гинекологов сейчас мало. А значит, шанс найти своего врача — высок.