1 Не лидер, а родитель
Начну не совсем с воспитания, а с разоблачения очень популярного среди владельцев собак мифа. Этот миф гласит, что щенок станет слушаться хозяина, если хозяин поставит себя лидером в семье-стае, если станет показывать свое доминирование и не допускать вольностей. Иногда даже проблемы с воспитанием и поведением у щенков (особенно крупных пород) сваливают на то, что хозяин не достаточно доминировал, и пес возомнил себя вожаком в стае.
На самом деле доминирование не имеет никакого отношения к эффективности воспитания. Более того, межвидовое доминирование, то есть доминирование собак над людьми — это устаревший миф, не имеющий ничего общего с реальностью. Правда в том, что собаки, а особенно маленькие щенки — это инфантильные животные. Они всю свою жизнь воспринимают своего человека как старшего, как родителя. Существующие исследования доказали, что псы относятся к нам так, как маленькие дети относятся к родителям. Они испытывают привязанность и никогда не испытывают желания доминировать.
Почему же тогда они не слушаются, спросишь ты. Все очень просто. Они не слушаются, потому что никто им не показал, а как это — слушаться. Ты же не станешь говорить про собственного сынишку, который не умеет ездить на велосипеде, что он доминирует? С собаками точно так же. Они не понимают слов «нельзя» или «сидеть», если не продемонстрировать им, как именно нужно это делать. А показывать нужно с помощью поощрения, например, лакомством. И, конечно, похвалы.
2 Научить, а не отучить
Ко мне часто приходят владельцы щенков с просьбой отучить щенка от какого-нибудь неприятного поведения. Например, их малыш ставит грязные лапы на прохожих, или гоняет дома кота, или лезет на стол, когда хозяева ужинают. Запрос отучить — вполне понятный: не хочется терпеть неудобства из-за невоспитанной собаки. Но он неправильный с точки зрения собачьего восприятия мира. У щенков нет представления о том, что правильно, что неправильно, что хорошо и что плохо. Их мотивация — добиться веселья, вкусного кусочка с родительского стола или общения с интересными объектами на улице.
Отучать запретами — дело неблагодарное. Гораздо эффективнее не отучать, а научить альтернативному поведению вместо того, которое тебе не нравится. Например, щенок во время ужина пытается встать лапами на стол и стащить котлету. Вместо того, чтобы «нельзякать» на него и сталкивать со стола, можно реализовать более действенную схему. Ты можешь сделать так, что у щенка не будет физической возможности ставить лапы на стол и станешь поощрять его за то, что он прекратил попытки это делать.
В подобном обучении послушанию пригодится поводок и много лакомства. На поводок, привязанный к ошейнику на щенке, можно наступить так, что малыш не достанет до стола. И в тот момент, когда он прекратил пытаться достать и сел смирно в ожидании, можно поощрить его за то, что не хулиганит. Так щенок поймет, какое поведение тебе нравится и за какое поведение действительно можно получить кусок условной котлеты и не нарваться на хозяйский гнев.
То же самое с другими хулиганствами — ты не даешь щенку делать то, что тебе не нравится (с помощью поводка, ограничительных дверей, переключения на игрушки), а потом хвалишь и кормишь его за то, что он делает правильные вещи — или не делает ничего. Так нужные навыки тренируются гораздо быстрее, чем при использовании наказаний и запретов.
3 Не запреты, а возможности
Запреты, гневный тон хозяев, удары газетой по попе и всякие другие прижимания холкой к земле за неправильное поведение ничему щенка не учат. Кроме того, что «родитель» иногда становится невменяемым и ругается по непонятным причинам. А это сильно нервирует и без того плохо ориентирующегося в жизни маленького щенка, заставляет его тревожиться и от этой тревоги совершать больше хулиганств. Как же тогда объяснить щенку, что он не прав?
С помощью мотивирования делать нужные и желанные для хозяина вещи. Большинство собак лучше всего мотивируются с помощью еды. Кусок чего-нибудь вкусного — это главный способ попросить пса что-то сделать. Проще говоря, ты поощряешь куском правильное поведение, а неправильное по возможности ограничиваешь или игнорируешь. Но никогда не ругаешь за него до тех пор, пока пес точно не выучит, чего ты от него хочешь в тот или иной момент.
У собак из-за недостаточно развитого абстрактного мышления нет понятия о том, что такое хорошо и правильно, за какие его действия хозяевам будет стыдно и как вообще должна вести себя собака в обществе. Необученная собака вообще никому ничего не должна. И хорошая новость в том, что ее легко можно обучить, вовремя предлагая поощрение за нужные действия.
Эксперт
Автор серии книг о воспитании собак «Гладь, люби, хвали», специалистка по коррекции поведения собак и создательница просветительского проекта БО.big