Фото здесь и далее: unsplash.com

История афериста из Tinder

После того как документальный фильм «Аферист из Tinder» вышел на Netflix, волну общественного негодования (с элементами, справедливости ради, восхищения) было уже не остановить. История, и правда, достойна экранизации. Здесь у нас израильский мошенник среднего достатка — почти без перспектив, зато с серьезными амбициями — который из-за нечистых схем бежит из страны, меняет имя с «Шимон Хают» на «Саймон Леваев» и, нарастив определенный капитал, начинает знакомиться в Tinder c девушками. Представляясь им наследником «алмазного короля» Льва Леваева. 

Образ, нужно сказать, соответствует. Одежда — сплошь бренды вроде Louis Vuitton, Gucci и Versace. Часы — разумеется, Rolex. Если машина, то спорткар (но лучше, конечно, частный джет). Если отель, то непременно пятизвездочный. 

Саймон действовал по классической схеме финансовых пирамид, где каждый новый участник обеспечивал предыдущих. Сначала он убеждал девушку в том, что богат и влюблен (или по крайней мере хочет дружить), а затем появлялись мифические «враги», которые начинали его преследовать, угрожая жизни. Разумеется, кредитки использовать было нельзя — так его легко бы нашли. Поэтому он просил девушку взять для него кредит, который он, само собой, отдаст, как только получит доступ к счетам. 

Но «враги» были все беспощаднее. Денег нужно было все больше. И сумма кредита росла.

Не психолог, а манипулятор

Когда мы слышим или видим такие истории, мы часто удивляемся, что такая красивая/умная/успешная попалась на то, на что попасться, казалось бы, не должна. И думаем: «Наверное, этот мужчина просто хороший психолог». Хотя на самом деле никакой психологии здесь нет, а есть только манипулятивные действия. 

«С тем, что мошенники — это хорошие психологи, я не соглашусь. Все-таки, мы, психологи, работаем для улучшения качества жизни других и сосредоточены на изменении патологических паттернов и стереотипов. Чтобы быть психологом, нужно много учиться, постоянно совершенствовать свое мастерство, проходить личную психотерапию, прорабатывать сложные ситуации с клиентами в супервизорских группах. Это долгая и тонкая работа, направленная на то, чтобы не навредить другому, быть максимально полезным. 

Человек, о котором идет речь, — не психолог. Он хороший манипулятор. Здесь мужчина выборочно и целенаправленно изучил женские потребности на опыте отношений со множеством девушек и отработал серию приемов, которые применял на всех своих жертвах. Он умеет влюблять в себя, овладел навыками успешного пикапера и научился создавать псевдодружеские отношения. Кстати, не на всех женщин действуют чары таких мужчин. Женщины, которые уважают свои чувства, понимают себя и умеют о себе заботиться, распознают пикапера и абьюзера на ранних стадиях и не вступают с ним в отношения», — комментирует Ольга Кузнецова, гештальт-терапевт, специалист сервиса по подбору психологов Alter.

О «типичных жертвах»

Из Tinder и не только: кого чаще выбирают брачные аферисты и как себя защитить

История Шимона-Саймона уникальна тем, что не каждый брачный аферист нацелен на миллионы долларов. А вот историй, в которых женщина взяла «для любимого» кредит на свое имя, а он взял и исчез, вокруг нас гораздо, гораздо больше. Какие девушки с большей вероятностью пойдут на это? Объясняет Ольга Кузнецова:

«Девушки, как мы видим в фильме, все разные. Но их объединяет одна тенденция — созависимая. Это женщины берут на себя ответственность за финансовую помощь мужчине. Мы готовы помогать близким, друзьям, любимым. Но где кончается настоящая помощь другому по принципу «взрослый взрослому» и начинается помощь, которая уже вредит — как другому, так и нам самим? Когда помощь становится принесением рыбки, а не удочкой? В «здоровом» варианте помощь обычно не обременительна для того, кто ее предоставляет: мы можем вкладывать значительные силы и ресурсы в то, чтобы помочь важному для нас человеку, но при этом помним о себе и следим, чтобы нашему благополучию ничто не угрожало. Если помощь другому для нас становится тяжелой и почти неподъемной ношей — уже не хочу, а делаю — то, скорее всего, мы попадаем в созависимые отношения. 

Еще у человека, который может попасть на крючок манипулятору, есть бессознательное (чаще всего) желание получить адреналин. У всех нас разная потребность в соотношении тех или иных гормонов — это дано нам природой, как и темперамент, например. Но на нашу природную «конфигурацию» накладывается воспитание в семье, школе и так далее. И если человеку, склонному к адреналиновым ситуациям, в воспитании не помогать находить «здоровые» способы реализации своих потребностей — скажем, через спорт, через любые виды соревнований — то адреналиновая тенденция все равно найдет дорожку. Не всегда экологичную для человека. Если человек не понимает этого, не признает и не организует «хороший», здоровый адреналин в своей жизни, то он начинает бессознательно искать такие ситуации. И находит… Вроде бы, случайно. Но, на самом деле, подобные абьюзивные отношения закономерны. Если мы не позаботимся о себе, то о нас может «позаботиться» такой другой.

И еще девушки, которые попадают в ловушку манипуляторов-мошенников, — зачастую социально успешные, яркие и интересные. Для нарциссов-мужчин это «хорошая еда», которую можно использовать, чтобы повысить собственную значимость и как бы забрать, присвоить то, что есть у другого. А взамен не отдать ничего или сказать «профессионально» ласковые нужные слова в нужное время (ведь она уже подробно рассказала про свои ценности, а они умеют слушать и слышать), чтобы еще сильнее подсадить на эмоциональный  крючок. Но это отнюдь не означает, что для того, чтобы не попасться на удочку, нужно притушить свою яркость, — это про внимательность к тому, кто рядом».

Как не попасться на удочку

Из Tinder и не только: кого чаще выбирают брачные аферисты и как себя защитить

В начале отношений такие мошенники очень внимательно слушают, проявляют заинтересованность, задают вопросы, чтобы понять тебя и твои ценности для подстройки к тебе. Самораскрытие создает чувство безопасности и близости. «Близость и искренность — это прекрасно, однако при знакомстве лучше не только говорить о себе, но и узнавать о другом. Что рассказывает, как рассказывает. Хорошо бы также проверить информацию, например, по соцсетям», — советует гештальт-терапевт Ольга Кузнецова.

По словам экспертов, странным должно показаться и то, что, недавно познакомившись, вы вдруг становитесь тем человеком, от которого, и только от него, зависит помощь. «Конечно, это очень льстит самолюбию, повышает собственную значимость. Но выглядит это подозрительно. Обычно в таких случаях обращаются к давно знакомым, близким людям, родственникам, а не к тому, с кем только что встретились», — добавляет Ольга Кузнецова. 

«Главные “красные флаги”, которые нельзя пропустить — настойчивые немотивированные предложения перейти из дейтинг-приложения в мессенджеры, подозрительные ссылки в чате, резкий накал эмоций, даже если вы только что познакомились, попытки выведать как можно больше личной информации, и, конечно, вопросы о деньгах или финансовых реквизитах. Такие предупреждения пропускать нельзя — сразу стоит задуматься о блокировке пользователя», — напоминают в пресс-службе Badoo. 

И, конечно, не нужно давать незнакомым людям свои личные карты, паспортные данные, адреса. 

Когда все уже случилось

Если для тебя история афериста из Tinder — не документалка в жанре детективного расследования, а суровая правда жизни, тебе может быть особенно трудно доверять мужчинам. И, тем более, строить новые отношения. Но с этим обязательно нужно работать, чтобы не стать на всю жизнь заложницей той ситуации. 

«Нужно относиться к себе с принятием и любовью, как к лучшей подруге. И не давать волю чувству вины, оно лишь еще больше опустошит. При этом важно быть с собой максимально честной. Разобраться, что тобой двигало и что ты чувствовала, когда помогала мужчине. Понять, какой тип мужчин тебе нравится, что для тебя ценно в них, как бы ты хотела строить отношения. Придется провести серьезную, долгую работу над собой и своими планами на будущее. Надежнее и эффективнее делать это на сессиях у психотерапевта», — заключает гештальт-терапевт Ольга Кузнецова. 

Сервисы на страже

Если ты любишь знакомиться в приложениях и ходить на свидания, ты, конечно, можешь продолжать это делать. Просто будь немного внимательнее. С этим, кстати, готовы помочь и сами сервисы. Вот что говорят в пресс-службе Badoo:

«В первую очередь, стоит воспользоваться средствами, которые уже есть в дейтинг-приложениях. При регистрации мы просим пользователей пройти верификацию — сделать фотографию в приложении, чтобы подтвердить, что фотографии в профиле соответствуют реальности. Этот процесс занимает всего несколько секунд, а у каждого верифицированного пользователя появляется галочка. Перед свиданием стоит провести контрольный видеозвонок, чтобы убедиться, что профиль настоящий.

Мы используем комбинацию инструментов реактивной и проактивной модерации, чтобы обеспечить безопасность пользователей на наших платформах и за их пределами. Это и жалобы, отправленные нашими участниками, и модераторы, которые просматривают отчеты, и системы, которые помечают неприемлемый контент и незаконную деятельность во всех наших продуктах».

Кстати, аккаунт Шимона Хаюта Tinder заблокировал навсегда. Что, впрочем, не мешает ему прекрасно чувствовать себя в Instagram: выйдя на свободу, мужчина продолжает ездить на красивых машинах и ходить в роскошные рестораны, а также, по слухам, встречается с довольно известной израильской моделью. 

Рекомендуем